Информационные технологии в современном образовательном процессе

Вялых Е. В. Цифровизация образовательной среды: модель современного развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


В настоящее время приоритетом системы современного образования является развитие цифровых технологий, диктуемое совершенствованием и усложнением функционирования всех сфер общественного устройства. В соответствии с этим, возникла необходимость адаптации личности учащегося к новым социальным условиям («цифровой социализации»), стимулирования непрерывного саморазвития, применения полученных знаний, умений для решения разнообразных задач с наименьшими затратами времени и обеспечивающих устойчивую конкурентоспособность на рынке труда на перспективу.
Апробация и применение цифровой образовательной среды стартовала задолго до появления COVID-19 (не была связана с переходом на дистанционное обучение) и направлена на создание новых цифровых возможностей, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс по отдельным предметам путем внедрения современных образовательных технологий. Возникновение новых подходов и технологических решений появляется благодаря научно – техническому прогрессу в процессе широкого применения компьютерно-коммуникационных средств образовательной деятельности. Компьютерные технологии способствуют появлению эффективных программно-дидактических систем, стимулирующих познавательный процесс обучающихся, с одной стороны, а, с другой – расширяют возможности преподавания. Поэтому необходимо создание новой образовательной модели, сочетающей дифференцированные педагогические подходы, методики и возможность полной самореализации потенциала формирующейся личности.
Основные изменения в образовании связаны с его цифровизацией. В процессе реализации концепции цифровизации трансформируется субординированное единство организации образовательного процесса и обучения. Использование новых информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) является начальным этапом для дальнейшего развития цифровой педагогики. Информационно- коммуникационные технологии предоставляют наибольшие возможности к модернизации подходов в процессе реализации образовательных услуг, возрастанию мобильности учащихся и преподавателей, созданию качественно иной субстанции информатизации образования.
Для эффективного применения информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо знать содержание их функциональных свойств, необходимых для выбора определенного метода преподавания или средства обучения. Применение ИКТ определяется спецификой учебного предмета, конкретно решаемой дидактической задачей, а, с другой стороны, дидактическими свойствами конкретных средств обучения. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии представляются как средство познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
Обновление знаний, а также морально устаревших ранее приобретенных, происходит быстрыми темпами. В этих условиях учебные организации высшего образования часто не успевают за изменениями рыночной конъюнктуры и квалификационными требованиями со стороны работодателей. По этой причине, динамично развивающиеся компании стали активно создавать специальные (узкоспециализированные) центры подготовки и переподготовки своих специалистов, направленные и способствующие максимально быстрому обучению сотрудников, повышению их квалификации. Кроме центров образования на базе функционирующих производств возникают институты дополнительного образования, практикующие разнообразные подходы к обучению, создавая конкуренцию высшим учебным заведениям (усиление конкурентной среды в сегменте образовательных услуг может создавать дефицит абитуриентов для высших учебных заведений). В отличие от традиционного обучения цифровые образовательные технологии дают возможность дистанционного получения информации в виде аудио-, видео - и иных файлов – это экономит время, финансовые ресурсы и создает условия для всестороннего личностного развития. Наряду с этим, учебные материалы в цифровом формате более удобны, поскольку ими можно управлять, трансформировать, дополнять, прообразовывать и т.д.
Новые возможности в образовательной деятельности возникли на основе освоения и внедрения цифровых и информационных технологий, изменивших и упростивших различные сферы жизнедеятельности. Именно развитие технологий в области цифровых коммуникаций, формирование и развитие цифровых инфраструктур порождают новые возможности информационных технологий, внедрении их в образовательную сферу - признается государством в качестве актуального тренда развития современного общества. Информационно- коммуникационные технологии по своей функциональности интегрируют все трансформации, которые произошли, происходят и будут происходить в бизнесе, промышленном производстве, государственном управлении, образовательной среде.
Системообразующие факторы применения цифрового образования включают:
- формирование качественно новой структуры инновационных образовательных активов, отвечающих приоритетным направлениям развития общества;
- использование электронных технологий в сфере образовательной деятельности;
- формирование и поддержка благоприятных организационных инфраструктурных и нормативно-правовых характеристик развития информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение информационной безопасности;
- рекомендации по внедрению разработанных алгоритмов, способствующих повышению качества восприятия информации и образовательных услуг.
Многообразие факторов, приведенное выше, несмотря на прямую взаимосвязь с информационными технологиями, повлияло на идентификацию цифровизации общества в различных документах и исследованиях специалистов и экспертов:
- по определению Всемирного банка, цифровизация общества (экономики)- это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно- коммуникационных технологий [1,с.4];
- в постановлении Высшего Евразийского экономического совета « Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» отмечается, что цифровые преобразования осуществляются с использованием информационно- коммуникационных технологий [2,с.3].
Современное общество находится в самом начале пути цифровизации. Разработаны и утверждены правовые документы, регламентирующие сферу информационных и коммуникационных технологий применительно к формированию новой технологической основы российского общества, в том числе важной его составляющей- образования:
- государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011- 2024 годы)» [3];
- стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы [4].
Особенностью текущего этапа развития информационно- коммуникационных технологий является не только внедрение уже существующих, но и осознание потенциала новых технологий. Так, в ближайшие годы будут разработаны и адоптированы для широкого применения программы автоматического перевода текстов и речи с любого языка. Подобные информационные новации создадут условия существенной перестройки образовательного процесса, изменению роли педагога, основная образовательная задача которого будет трансформироваться - не объяснять тот или иной материал, а помогать найти расположение этого материала и понять его содержание.
Таким образом, переход к новой модели организации образовательной деятельности предполагает использование высокотехнологичных организационно - педагогических и методических подходов. Цифровизация образовательной среды – одна из актуальных проблем образовательной парадигмы. Основные тренды цифровой трансформации кардинально меняют образование и социальную сферу. Цифровые технологии в образовательной деятельности – условие необходимое, но не достаточное для повышения качества усвоения содержания изучаемого предмета. Умение ставить задачи, формализовать методы их решения, использовать способности к аналитической деятельности - заставляет переориентировать традиционные педагогические приемы и методы в процессе цифровой трансформации образования.

Библиографический список

1.Беседы об экономике/ под редакцией С. Д. Бодрунова. – М.: ИНИИР, 2017.
2.Решение Высшего Евразийского экономического совета « Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» № 12 от 11.10.2017 г.
3.Постановление правительства РФ от 11.11.2010 года №1950-р (ред. от 12.03.2020) « Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».
4.Указ президента РФ от 09.05.2017, №203 «О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017- 2030 годы».
2020