НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фомина И. Г., Подобедова Т. Н. Использование интерактивных игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда у старших дошкольников с общим недоразвитием реч

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Аннотация: В данной работе рассматривается проблема использования интерактивных игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда у старших дошкольников С ОНР. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Особенностью этих нарушений является их стойкость. Искажения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребёнка и на овладение письменной речью. В статье представлены направления коррекционно-педагогической работы.
Ключевые слова: Слог, фонема, фонематический слух, слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, интерактивная игра, звук, ритм речи, звукопроизношение.
В последнее время детей с общим недоразвитием речи становится все больше, их типичными ошибками в произношении являются пропуск и замена звука, перестановка не только звуков, но и слогов, но чаще всего у таких дошкольников наблюдаются нарушения в слоговой структуре слов (нарушение количества слогов, последовательности слогов в слове, слияния частей слов в одно, уподобление одного слога другому и др.). В связи с этим одним из приоритетных направлений нашей деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи является организация и проведение коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие слоговой структуры слов с использованием интерактивных игр и упражнений.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. В ходе обучения детей, страдающих общим недоразвитием речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО [14], внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются интерактивные игры. Применение интерактивных игр в дошкольном образовании позволяет вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям нацеленным на развитие слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
 Работа по формированию слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционно-развивающей работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществлялась параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
Приоритетным направлением является акцентирование внимания дошкольников к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, поэтому в работе над формированием слоговой структуры слова следует применять интерактивные игры.
Направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие артикуляционной моторики.
- интерактивные игры для развития артикуляционной моторики.

«Артикуляционная гимнастика №1»,«Где мой рык?», «Артикуляционная гимнастика №2»

- интерактивные игры для развития концентрации слухового внимания и памяти ) «Сладкий дом», «Не будить до весны», «Таинственная картина» и др.

 - интерактивные игры для развития неречевого ритма «Морские сердца», «Грядки», «Ритмичные бабочки» и т.д.
- интерактивные игры для развития пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации «Полянка зверей», «Рюкзак туриста», «Пират и клад», «Пирамидка», «По щучьему велению»
- интерактивные игры на уровне гласных звуков «Звук А», «Звук О», «Помоги котенку поймать бабочку», «Узнай звук»
 - интерактивные игры на уровне согласных звуков«Находчивая буква», «Дракошина школа. Звук М»
 - интерактивные игры на уровне слогов
«Барабаны», «Пальмы», «Ку-ку-бум»
 - интерактивные игры на уровне слов «Слогобумс», «Рассели слова в вагоны», «Рассели животных по домам», «Подбери к схеме слово», «Повтори и назови», «Покажи и назови кто это», «Скажи, что ты делаешь?»
 - интерактивные игры на материале слов, законченных предложений, чистоговорок, стихов. «Доскажи словечко», «Чистоговорки», «Стихи»
 Для реализации данных направлений можно использовать интерактивные игры на портале Мерсибо, https://romaschki.jimdofree.com, а также самостоятельно подготовить презентации для интерактивных игр на развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Интерактивные игры на портале Мерсибо и игры из сайта https://romaschki.jimdofree.com можно использовать на индивидуальных занятиях, презентации на фронтальных занятиях.
Реализация задач по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР эффективна на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса (учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов, родителей).
Таким образом, применение интерактивных игр на коррекционно-развивающих занятиях способствует нормализации речи ребенка в независимости от вида речевого нарушения, формируют слоговую структуру слова.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. [Текст]/З.Е. Агранович. – Спб.: Детство- Пресс, 2001. - 68 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование формированиеу детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.[Текст]/Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - М.: Книголюб, 2005. – 75с.
3. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова удетей: Методическое пособие.[Текст]/С.Е. Большакова.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
4. Есечко, Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/differentsialnaya-diagnostika-i-korrektsiya-struktury-slova-u-detei-s-dizartriei-i-alaliei

2021