Исследовательская и проектная деятельность

Кирьянова О. Л. Городское краеведческое ориентирование как средство формирования навыков учебно-исследо- вательской деятельности обучающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


В учреждениях дополнительного образования туристско – краеведческой направленности традиционно используются такие формы учебно - исследовательской деятельности обучающихся, как исследовательские походы, разработка краеведческих маршрутов походов, составление отчётов о спортивных и туристско – краеведческих маршрутах, публичная презентация отчётов о совершенных походах.
Одним из примеров массовых мероприятий Станции юных туристов является городское краеведческое ориентирование. Это эффективная форма организации и активизации познавательной деятельности учащихся школьного возраста, приобщения к культурному и историческому наследию города, способствующая формированию основ учебно – исследовательских навыков учащихся.
Краеведческое ориентирование представляет собой игру – соревнование в городском пространстве и активно включает детей в деятельность по решению поставленных проблемных задач. Основная проблема здесь заключается в трудностях для учащихся анализировать и сопоставлять факты в условиях временной ограниченности игры. При этом действуют участники мероприятия самостоятельно, решая познавательные задачи и получая новые знания. Краеведческий квест предполагает использование участниками основных методов исследовательской деятельности: общелогические, теоретические, эмпирические. Тематика краеведческого ориентирования может быть разной и посвящена юбилейным датам города или другим краеведческим темам («Глазов – юбилейный», «Глазов – купеческий», «Глазов и война» и т.д.).
Цель проведения краеведческого ориентирования – содействовать воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств посредством включения их в активную исследовательскую деятельность игрового характера по истории города. Задачи: способствовать изучению школьниками историко-культурных и архитектурных памятников города, формированию навыков поисково – исследовательской деятельности, универсальных учебных действий, коммуникативных умений, развитие чувства гордости за свою «малую» родину.
Краеведческий квест проводится для обучающихся 5-7-х и 8-9-х кл. общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Состав команды 3-5 человек.
В ходе краеведческой игры участники команд в соответствии с маршрутным листом (Приложение 1) и картой – схемой (Приложение 2) находят памятные места города и выполняют определенные исследовательские задания по теме квеста, занося ответы в бланк. Время для прохождения маршрута квеста и выполнения заданий – 1час. Результаты подводятся по наибольшему количеству правильных ответов. Работу команды, а также соблюдение правил дорожного движения и техники безопасности контролирует и оценивает судья, сопровождающий участников каждой команды (педагог - представитель команды - соперницы). В основе игры – поисковый метод, поэтому предварительная подготовка к квесту необязательна. Содержание игры подобрано в соответствии с социальным опытом и возрастом участников.
В результате участия в краеведческом ориентировании дети овладевают такими поисковыми навыками, как умение «читать» историю города по памятным табличкам исторических и культурных памятников города, архитектурным особенностям зданий, умение ориентироваться с помощью карты в городском пространстве, получать информацию из различных источников.
Предполагаемые результаты проведения городского краеведческого ориентирования: изучение истории города через знакомство школьников с его историческими, культурными, архитектурными памятниками, развитие коммуникативных навыков, формирование патриотических чувст, приобретение обучающимися исследовательского опыта как более современного способа получения новых знаний.

Приложение 1.Маршрутный лист.

Краеведческое ориентирование «Глазов и война».
КВ – 1 час. Время старта ____. Время финиша ____.

Легенда КП
Задание
Ответ
1.
Задание КП-1 получите на старте. КВ - 3мин.
1.Определите содержимое «черного ящика». В период Великой Отечественной войны в Глазов были эвакуированы 2 фабрики, которые были размещены на территории современного ликёро – водочного завода. Назовите продукцию этих фабрик – содержимое «чёрного ящика»
1.
2.
Найдите на местности КП-2 по карте
2. Как называется этот памятник, установленный в честь 25 –летия Победы в ВОВ?
3. Вставьте пропущенные слова в текст знаменитой песни «Священная война»:
Вставай, страна …,
Вставай на … бой …
4. Что расположено в центре памятного комплекса?
А) меч Б) штык В) клинок
5. Из каких трёх фигур состоит бетонная скульптурная композиция?
2.
3.
4.
5.
3.
Найдите на местности КП -3 по карте
6. В годы ВОВ в этом здании размещался один из учебных корпусов Ленинградского военно – пехотного училища, выпускавшего офицеров. Где ещё в городе учились курсанты этого училища?
А) в современном здании ДЮЦ Б) в современном здании Администрации города В) в современном здании Технического колледжа.
6.
4.
Найдите на местности КП – 4 по карте
7. См. мемориальную табличку. Перечислите, кто из Героев Советского Союза – глазовчан получил образование в педтехникуме (сейчас – педагогический институт)?
8. Перечислите улицы Глазова, названные в честь Героев Советского Союза-глазовчан
7.
8.
5.
Найдите КП – 5 по карте
9.Ознакомьтесь с мемориальными табличками у входа в здание. Назовите Героя Советского Союза, закончившего это учебное заведение?
9.
6.
Найдите КП – 6
10. Какое учреждение располагалось в этом здании в годы ВОВ?
10.
7.
Найдите на местности КП-7 по карте
11. См. мемориальную табличку на здании. Чем прославилась 49-я стрелковая бригада?
А) фронтовыми подвигами Б) трудовыми подвигами
11.
8.
Найдите КП-8 по карте
12. Ознакомьтесь с текстом мемориального комплекса в этом здании. Сколько учителей города значится в списке погибших в годы войны на памятной стеле?
13. Как связана история этого здания и фото в период ВОВ?

12.
13.
9.
Финиш



Приложение 2. Карта - схема.


Список литературы.

1. Удмуртская Республика. Законы. О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике: закон от 25 дек. 2018 г. №91- РЗ. - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». – 2020. - URL:http://docs.cntd.ru/document/550295919 (дата обращения: 29.12.2020 г.).
2. Знаменательные и памятные даты Глазова – 2020 / сост. Е. Б. Федорова. Т. А. Чиркова; МБУК «ЦБС г. Глазова», ПНБ им. В. Г. Короленко.— Глазов, 2019. – URL: https://bic-biblio.ru/v/ot_sost.html (дата обращения: 21.12.2020 г.). - Текст: электронный.
2021