НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сакаева И. В., Илюхина М. И., Юмашева Л. М., Седова И. В., Знакомство с финансовой грамотностью ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


 Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Что каждый день мама и папа ходят  на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, деньги, на которые их семья будет покупать продукты питания и все что им необходимо. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Необходимо привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранитьк примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
 Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).
Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
 Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
Формы словесного обучения.
Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
- как планировать свои расходы;
- техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».
Карточки «Товары».
Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:
- продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;
- овощи, фрукты, ягоды;
- игрушки;
- одежда, обувь;
- непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).
Карточки «Деньги».
Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.
Карточки «Список покупок».
Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).
Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».
На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».
Так же нужно использовать для усвоения знаний по финансовой грамотности сюжетно- ролевые игры такие как:
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.
Задачи:
-совершенствовать умение распределять между собой роли покупателей и продавцов;
-закреплять количественный счёт;
-закреплять правила поведения в общественных местах;
-воспитывать бережное отношение к вещам.        
Кол-во участников: вся группа
Словарная работа: шопинг
Дополнительный материал: одежда для продажи, головные уборы, телефоны, наушники, планшет, машинки-каталки, игрушки, муляжи продуктов питания, фильмоскоп, «ювелирные изделия», спец. одежда для работников торгового центра, муляжи «лекарств» для аптеки, атрибуты и предметы-заместители для «Кафе».
Предварительная работа; беседа «Зачем нужно экономить средства?», показ мультимедийной презентации «Кто работает в торговом центре?», игра «Брейн-ринг» на тему «Экономическая грамотность», инсценировка сказки «Муха-Цокотуха», сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление памяток детьми «Бережливость вещей» (рисование).

Ход игры

Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в торговом центре? Какие магазины, развлечения там есть? (ответы детей)
Кто работает в магазине? (продавцы, кассиры)
В магазине сотовой связи? (продавцы-консультанты)
В аптеке? (фармацевт)
В кафе? (повара, официанты, бармены).
В детской игровой комнате? (сотрудники детской игровой комнаты).
Я вам сегодня предлагаю отправиться в торговый центр и взять на себя роли работников торгового центра. (ребята распределяют роли и занимают рабочие места: магазин «Продукты», «Одежда для всей семьи», «Головные уборы», «Золото», «Евросеть», аптека, «Кафе», игровая комната). Остальные ребята будут покупателями. Можете разделиться на семьи. На семью выдаю зарплату по 50 рублей. (номиналом 5руб: 2 руб: 1 руб: 10 руб). Вам необходимо будет приобрести нужный вам товар, но при этом постараться не истратить все деньги. В конце игры мы посчитаем, сколько денег потратила каждая семья.
Ну что, у нас сегодня шопинг. Шопинг- это время препровождения в виде посещения магазинов, обычно в торговых центрах и комплексах, и покупки товаров — одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др. 
Скажем вместе: «шопинг».
Ну а сейчас, продавцам желаю удачной продажи, а покупателям приятных покупок!
Далее игра по сюжету. После покупок, администратор (воспитатель) приглашает всех участников в кинотеатр на просмотр сказки «Жадный бай». После просмотра сказки-анализ произведения.
Итог. Подсчитываем оставшийся бюджет. Анализируем на что потрачены деньги. Нужно ли было покупать данный товар? С каким новым красивым словом мы с вами познакомились? (шопинг). Молодцы! Вам понравилась игра?

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Старшая группа
Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видео-реклама; развивать воображение, самостоятельность.
Материал: различные рекламные материалы (наклейки, ручки, книги, игрушки и.т.д.)
Содержание: Дети рассматривают альбом с рекламными объявлениями, шапочки, футболки. Вспомнить что рекламу можно встретить на щитах у магазина, на автобусах, на домах и т.д. Вспомнить, что реклама, напечатанная на бумаге, на ткани, на металле называется печатной; реклама, которую мы видим по телевизору, - видео-реклама, слышим по радио – радиореклама.
Вопросы к детям:
  • Для чего нужна реклама?
  • Можем ли мы обойтись без нее?
  • Какая бывает реклама?
  • Почему говорят «Реклама – двигатель торговли2?
  • Подвести детей к пониманию того, что реклама нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Товары, хорошо рекламируемые, продаются быстрее.
Предложить детям придумать рекламу на мягкую игрушку. Напомнить, что в рекламе обязательно надо отметить все лучшие качества игрушки, способы игры с ней, преимущества перед другими игрушками.
Предложить рекламу, составленную детьми соседней группы.
        Покупайте слона, он без уха и хвоста,
        С красным длинным языком и оранжевым хвостом.
Любит он сидеть в углу и трубить «ду-ду-ду-ду»!
Купят ли игрушку-слона после такой рекламы? Почему?

Сюжетно-ролевая игра

«Рекламное агентство «Знайка»

Цель:
Познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве.
Воспитать уважение к их труду.
Материал:Сюжетные картинки, изображающие людей разных профессий (звукорежиссер, оператор, художник - дизайнер, заказчик)

Ход игры:

        Гном Эконом сообщает детям, что сотрудники рекламного агентства «Знайка» обратились к нам за помощью. Поступил срочный заказ, а из-за эпидемии гриппа все сотрудники заболели.
Рекламное агентство – это агентство, где делают рекламу на разные товары. В рекламном агентстве «Знайка» есть три студии: «Радио-знайка», «Видеознайка», «Художник-знайка». В агентство поступил заказ от завода изготовителя конструкторов для детей. Сотрудники агентства просят нас сделать рекламу конструктору «ЛЕГО»
И начнем мы со студии «Радио-знайка» В этой студии делают рекламу на радио. Подумайте, кто будет звукорежиссером, диктором, рекламодателем (дети распределяют роли при помощи считалки).
Гном – Эконом предлагает послушать радиорекламу «Покупайте конструктор – «Лего» (высказывания детей записываются)
        Переходим в следующую студию – «Видео-знайка». В этой студии делают рекламу, которую мы видим по телевизору. Рекламодатель и режиссер придумывают интересный сюжет для рекламы. Затем они подбирают артистов и снимают сюжет на пленку. А снимать им помогает оператор. (дети выбирают сотрудников используя игру «Стрела»)
(высказывания детей записываются)
        И последняя студия – это «Художник-Знайка» В этой студии будут трудиться художники-дизайнеры. Они придумают и нарисуют образец , а печатник с этого образца сделает много копий.
Возвращаются сотрудники агентства прослушивают и просматривают рекламы, благодарят детей и дарят им альбом разных реклам.

Список используемых источников и литературы:
1.  Евгения Блискавка «Дети и деньги» / Блискавка Е. – М., 2014.
2.  Словарь финансовых терминов.
3.  https://www.fingram39.ru




2022