Библиографическое описание:
Манашерова Л.Б. Группы развития пространственных представлений // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В прогимназии на протяжении последних 4 лет психологом Манашеровой Л.Б. проводятся занятия по развитию пространственных представлений. Вследствие того, что занятия в группах развития пространственных представлений являются дополнительной нагрузкой для учащихся, задания для их проведения подбираются таким образом, чтобы они не напоминали стандартные задания из учебных программ и способствовали также развитию нестандартного, творческого мышления.
Пространственные представления являются одной из базовых структур психического развития ребенка. Уровень сформированности пространственных представлений
напрямую влияет на интеллектуальное развитие и успешность обучения ребенка.
Недостаточность сформированности пространственных представлений проявляется у учащихся в проблемах овладения чтением и письмом, графической деятельностью, математическими операциями, а также в определенного рода нарушениях мыслительной деятельности, главным образом, абстрактно-логического мышления.
Какие же проблемы возникают при овладении, например, чтением:
- с трудом формируются образы букв. Буквы имеют сложную, часто несимметричную форму, состоят из различных элементов. Для того чтобы сформировался образ букв, необходимо проанализировать все элементы, их взаиморасположение, в какую сторону они повернуты, и уложить всё это в целостный образ;
- сложности возникают с тем, чтобы связать буквы в единое целостное слово или последовательность слов в предложение. Ребёнок знает буквы, читает слоги, а слово не склеивается. Слоги меняются местами или запоминается только последний прочитанный слог, а остальные ребенок уже забыл.
При письме возникают следующие сложности:
- ребенок неправильно пишет буквы. Например, путает написание таких букв, как «б» и «д», приписывает лишние палочки буквам «ш», «и». Всё это является следствием несформированности образов букв;
- путает местами буквы. Буквы не выстраиваются в нужную последовательность.
При изучении математики основные проблемы связаны со следующими разделами:
- понимание структуры «часть-часть-целое». У детей возникают проблемы при решении задач, уравнений. При несформированности пространственной структуры «часть-часть-целое» ребенок не понимает, что к целому нельзя
ничего прибавлять (целое – это всё, что есть, больше ничего нет), а из части нельзя ничего вычитать;
- разрядность чисел. Разряд – это место, которое занимает некоторая цифра в записи числа. Дети часто путают местами разряды, складывают десятки с единицами или вычитают из десятков единицы. Хотят написать число 23, а пишут 32.
Примерные задания и игры, способствующие развитию пространственных представлений:
1.Попробуй слово прочитать.
Ведь буквы такие странные,
Совсем как иностранные.
2. Нестандартные задачи:
"У мальчика было несколько груш. Он разделил их между двумя своими сестрами так: младшей отдал половину всех груш и еще одну, а старшей остальные 3 груши. Сколько груш было у мальчика?"
3.Рассыпалось предложение. Собери его.
Тетрадь, пишет, в, ученик.
4.Раздели каждый прямоугольник прямыми линиями на 3 треугольника.
5. Ребусы.
ФО ________________
РИ
КО ________________
ВА
6. Задания со спичками.
7. Игры, головоломки:
· Головоломки: «Танграм», «Головоломка Пифагора»;
· Кубики Б.П.Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех»;
· Конструктор «LEGO»;
· Мозаика и многое другое.
Очень важно (для развития пространственных представлений), чтобы в играх и головоломках ребенок действовал по образцу. Но на занятиях он также придумывает и что-то своё, это развивает фантазию, позволяет ему проявить свои творческие способности, выразить себя.
Манашерова Л.Б. Группы развития пространственных представлений // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В прогимназии на протяжении последних 4 лет психологом Манашеровой Л.Б. проводятся занятия по развитию пространственных представлений. Вследствие того, что занятия в группах развития пространственных представлений являются дополнительной нагрузкой для учащихся, задания для их проведения подбираются таким образом, чтобы они не напоминали стандартные задания из учебных программ и способствовали также развитию нестандартного, творческого мышления.
Пространственные представления являются одной из базовых структур психического развития ребенка. Уровень сформированности пространственных представлений
напрямую влияет на интеллектуальное развитие и успешность обучения ребенка.
Недостаточность сформированности пространственных представлений проявляется у учащихся в проблемах овладения чтением и письмом, графической деятельностью, математическими операциями, а также в определенного рода нарушениях мыслительной деятельности, главным образом, абстрактно-логического мышления.
Какие же проблемы возникают при овладении, например, чтением:
- с трудом формируются образы букв. Буквы имеют сложную, часто несимметричную форму, состоят из различных элементов. Для того чтобы сформировался образ букв, необходимо проанализировать все элементы, их взаиморасположение, в какую сторону они повернуты, и уложить всё это в целостный образ;
- сложности возникают с тем, чтобы связать буквы в единое целостное слово или последовательность слов в предложение. Ребёнок знает буквы, читает слоги, а слово не склеивается. Слоги меняются местами или запоминается только последний прочитанный слог, а остальные ребенок уже забыл.
При письме возникают следующие сложности:
- ребенок неправильно пишет буквы. Например, путает написание таких букв, как «б» и «д», приписывает лишние палочки буквам «ш», «и». Всё это является следствием несформированности образов букв;
- путает местами буквы. Буквы не выстраиваются в нужную последовательность.
При изучении математики основные проблемы связаны со следующими разделами:
- понимание структуры «часть-часть-целое». У детей возникают проблемы при решении задач, уравнений. При несформированности пространственной структуры «часть-часть-целое» ребенок не понимает, что к целому нельзя
ничего прибавлять (целое – это всё, что есть, больше ничего нет), а из части нельзя ничего вычитать;
- разрядность чисел. Разряд – это место, которое занимает некоторая цифра в записи числа. Дети часто путают местами разряды, складывают десятки с единицами или вычитают из десятков единицы. Хотят написать число 23, а пишут 32.
Примерные задания и игры, способствующие развитию пространственных представлений:
1.Попробуй слово прочитать.
Ведь буквы такие странные,
Совсем как иностранные.
2. Нестандартные задачи:
"У мальчика было несколько груш. Он разделил их между двумя своими сестрами так: младшей отдал половину всех груш и еще одну, а старшей остальные 3 груши. Сколько груш было у мальчика?"
3.Рассыпалось предложение. Собери его.
Тетрадь, пишет, в, ученик.
4.Раздели каждый прямоугольник прямыми линиями на 3 треугольника.
5. Ребусы.
ФО ________________
РИ
КО ________________
ВА
6. Задания со спичками.
7. Игры, головоломки:
· Головоломки: «Танграм», «Головоломка Пифагора»;
· Кубики Б.П.Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех»;
· Конструктор «LEGO»;
· Мозаика и многое другое.
Очень важно (для развития пространственных представлений), чтобы в играх и головоломках ребенок действовал по образцу. Но на занятиях он также придумывает и что-то своё, это развивает фантазию, позволяет ему проявить свои творческие способности, выразить себя.