Актуальные вопросы дошкольного образования

Манашерова Л.Б. Группы развития пространственных представлений

Библиографическое описание:

Манашерова Л.Б. Группы развития пространственных представлений // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

В прогимназии на протяжении последних 4 лет психологом Манашеровой Л.Б. проводятся занятия по развитию пространственных представлений. Вследствие того, что занятия в группах развития пространственных представлений являются дополнительной нагрузкой для учащихся, задания для их проведения подбираются таким образом, чтобы они не напоминали стандартные задания из учебных программ и способствовали также развитию нестандартного, творческого мышления.

Пространственные представления являются одной из базовых структур психического развития ребенка. Уровень сформированности пространственных представлений
напрямую влияет на интеллектуальное развитие и успешность обучения ребенка.

Недостаточность сформированности пространственных представлений проявляется у учащихся в проблемах овладения чтением и письмом, графической деятельностью, математическими операциями, а также в определенного рода нарушениях мыслительной деятельности, главным образом, абстрактно-логического мышления.

Какие же проблемы возникают при овладении, например, чтением:

- с трудом формируются образы букв. Буквы имеют сложную, часто несимметричную форму, состоят из различных элементов. Для того чтобы сформировался образ букв, необходимо проанализировать все элементы, их взаиморасположение, в какую сторону они повернуты, и уложить всё это в целостный образ;

- сложности возникают с тем, чтобы связать буквы в единое целостное слово или последовательность слов в предложение. Ребёнок знает буквы, читает слоги, а слово не склеивается. Слоги меняются местами или запоминается только последний прочитанный слог, а остальные ребенок уже забыл.

При письме возникают следующие сложности:

- ребенок неправильно пишет буквы. Например, путает написание таких букв, как «б» и «д», приписывает лишние палочки буквам «ш», «и». Всё это является следствием несформированности образов букв;

- путает местами буквы. Буквы не выстраиваются в нужную последовательность.

При изучении математики основные проблемы связаны со следующими разделами:

- понимание структуры «часть-часть-целое». У детей возникают проблемы при решении задач, уравнений. При несформированности пространственной структуры «часть-часть-целое» ребенок не понимает, что к целому нельзя

ничего прибавлять (целое – это всё, что есть, больше ничего нет), а из части нельзя ничего вычитать;

- разрядность чисел. Разряд – это место, которое занимает некоторая цифра в записи числа. Дети часто путают местами разряды, складывают десятки с единицами или вычитают из десятков единицы. Хотят написать число 23, а пишут 32.

Примерные задания и игры, способствующие развитию пространственных представлений:

1.Попробуй слово прочитать.

Ведь буквы такие странные,

Совсем как иностранные.

2. Нестандартные задачи:

"У мальчика было несколько груш. Он разделил их между двумя своими сестрами так: младшей отдал половину всех груш и еще одну, а старшей остальные 3 груши. Сколько груш было у мальчика?"

3.Рассыпалось предложение. Собери его.

Тетрадь, пишет, в, ученик.

4.Раздели каждый прямоугольник прямыми линиями на 3 треугольника.

5. Ребусы.

ФО ________________

РИ

КО ________________

ВА

6. Задания со спичками.

7. Игры, головоломки:

· Головоломки: «Танграм», «Головоломка Пифагора»;

· Кубики Б.П.Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех»;

· Конструктор «LEGO»;

· Мозаика и многое другое.

Очень важно (для развития пространственных представлений), чтобы в играх и головоломках ребенок действовал по образцу. Но на занятиях он также придумывает и что-то своё, это развивает фантазию, позволяет ему проявить свои творческие способности, выразить себя.
2023-04-18 12:55 2023