НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Синицина Н. С. Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы Волшебная лаборатория

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf



Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о свойствах воды, воздуха, лимона в результате проведения опытов. Знакомить с техникой проведения экспериментов.
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать логическое мышление, связную речь, диалогическую речь, активизировать словарь.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов, умение работать в группе. Формировать положительное настроение.
Предварительная работа: рассматривание познавательных иллюстраций, знакомство с литературой о проведении опытов, организации исследовательской деятельности, загадывание загадок, беседы, наблюдения, проведение элементарных экспериментов.
Словарная работа: исследователи, опыты, эксперименты, лаборатория.
Оборудование: ширма, карточки–исследователя, пластиковые стаканы большие и маленькие, трубочки, газированная и простая вода, виноград, лимон, чашечки, фломастеры, кисточки, клеенка для столов, кусочки белой ткани.

Ход деятельности
Воспитатель. Ребята я получила пригласительный билет для вас. А хотите узнать от кого и куда? Давайте посмотрим?
Мы приготовили для вас,
Лабораторию ну просто класс.
Это все эксперименты,
Интересные моменты.
Того, кто много хочет знать,
В свою команду можем взять.
Но сначала разгадайте
Наши опыты и тайны.
Совет исследователей
За ширмой стоят столы с оборудованием
Ребята, а вы хотите побывать в этой лаборатории? А вы знаете, что это такое?
Правильно, это такое специально оборудованное помещение для проведения экспериментов, то есть получения новых знаний, которые люди смогут применять в своей жизни. А вы знаете, кто проводит эксперименты? Исследователи. А вы хотите стать исследователями? Но сначала скажите, как нужно вести себя в лаборатории. А сумеете ли вы ответить на вопросы и провести опыты, предложенные «Советом исследователей».
Ширма убирается, дети подходят к столам с оборудованием, на столах карточки с названием эксперимента
Воспитатель. С какого эксперимента вы хотели бы начать? Проведем первый эксперимент (читаю первую карточку) «Как перелить воду из стакана в стакан, не поднимая стакана? С помощью чего?»
Давайте попробуем с помощью трубочки. Предлагаю взять трубочки и провести эксперимент.
Дети выполняют
Получается? Нет. Вода выливается. А если мы опустим трубочку в стакан с водой, а другой конец прикроем большим пальцем и перенесем трубочку в пустой стакан, вода не выливается.
Проводится опыт
А вот если мы уберем палец, что произойдет? Вода выльется. Это происходит из-за давления, оказываемого воздухом? А как вы думаете, проведя такое открытие, что за предмет придумали люди?
Конечно, это пипетка. Сейчас нас ждет другой занимательный эксперимент. 
Воспитатель. Второй эксперимент называется «Танцующий виноград». А хотите сами попытаться объяснить, почему он так называется, то есть раскроите тайну? Согласны? Перед вами стоит тарелочка с виноградом и по два стаканчика. В один из них нальем обычную воду. Что вы видите? Что произойдет если мы опустим туда виноградинку?
Проводится опыт
А если мы возьмем нальем в другой стакан газированной воды, что вы увидите? А есть ли пузырьки воздуха в первом стакане? Возьмите виноградинку и опустите ее в стакан с газированной водой. Что происходит?
Пузырьки воздуха облепили виноградину и поднимают ее вверх. На верху пузырьки лопаются, и она падает на дно. Затем опять пузырьки облипают виноград и происходит тоже самое. Давайте покажем, как подымается виноградинка, теперь как опускается.
Физминутка
В виноград превращусь
 и на дно я опущусь.
Теперь воздух соберу
и на верх опять взлечу
Так почему виноградинка танцует? Вот еще один опыт провели.
Воспитатель. Совет исследователей предлагает вам провести последний опыт. Они спрашивают в письме: «Вы любите рисовать фломастерами? А бывает у вас так, что вы на одежде оставляете след от него? А кто может сам это пятно вывести? А хотите научиться? Даем подсказку, она кроется в загадке.
                                               Желтобрюхий, ароматный,
                                               Кислый он невероятно,
                                               В чай для вкуса добавляют,
                                               Подскажите, как называют?
Правильно это лимон. А какой он? А как выдумаете что с ним надо делать и почему о нем ведет речь Совет исследователей? 
С помощью лимонного сока мы проведем опыт-превращение. Возьмите кусочек белой ткани и проведите любым фломастером линию на ней. А я в чашечки, выдавлю вам сок из лимона. Как вы думаете, что надо сделать? Правильно надо сок нанести на линию, проведенную фломастером.
Дети берут кисточки обмакивают в лимонный сок и наносят на линию
Что происходит? Линия светлеет. Почему? Правильно лимонная кислота отбеливает краситель фломастера. Лимонный сок считается безопасным пятновыводителем. Теперь вы знаете тайну как избавится от пятна на одежде.
Воспитатель. Вам понравилось в лаборатории проводить эксперименты?  Какой вам больше всего понравился эксперимент? Ребята вы сегодня молодцы. Были активными, любознательными, аккуратными в работе с оборудованием. Я думаю, что Совет исследователей всех, кто захочет, возьмет к себе в команду. Но для этого нам с вами надо еще много чего узнать. В следующий раз, я вам расскажу и покажу опыты с другими предметами. Хотите?
Ребята зачем мы с вами посетили лабораторию? Для чего мы проводили эксперименты?
Ну а сейчас в награду за то, что вы такие любознательные, активные Совет исследователей приготовил вам карточки где написано «Я-исследователь».
Вручаются карточки детям
  
2022