Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Ланшакова Г.А. Современные педагогические инновации на уроках технологии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


В современном образовательном процессе применяются различные активные формы учебно-воспитательного процесса, новые технологии обучения и воспитания. Использование инновационных методов и форм работы расширяет творческую составляющую урока, способствует активной работе на уроке каждого ученика, обеспечивая познавательный интерес и мотивацию к обучению.
Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда.
В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом: обучение в сотрудничестве, личностное ориентирование, проектирование, дифференцированное обучение, межпредметная интеграция, использование ЦОР.
Обучение в сотрудничестве – обучение в группах, выполнение командно-игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело, презентация…). Преимущества такой технологии заключаются в следующем: развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Личностное ориентирование и дифференцированное обучение означают использование индивидуальных заданий, разноуровневых тестов, разных по степени сложности заданий, что позволяет видеть отдельного ученика и использовать его способности, таланты, мобилизуя его личную мотивацию. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою орбиту и ученика, и учителя. Для ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Работа над проектом помогает развивать недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки на пути к результату будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе, поможет совладать с тревогой, даст опыт успеха.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
В своей педагогической практике я часто использую проекты практической и социальной направленности. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания; уровня знаний и умений учащихся; более высокого качества изготавливаемых изделий, обусловленного их практической необходимостью людям.
Например, проект «Варвара-краса длинная коса», выполненный двумя ученицами 8 класса. Первоначальный замысел итогового продукта проекта был – демонстрация повседневной прически школьницы. Но впоследствии он перерос в мастер-класс по заплетению различных вариантов кос для учащихся 6-х классов.
Социальное проектирование позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать и т.д.), а также такие личностные качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание, дисциплинированность. Но самое важное – это помогает формировать гражданскую позицию.
Одним из социальных проектов, выполняемого в течение каждого учебного года, является проект «Тепло твоей души». В рамках этого проекта изготавливаются изделия в подарок ветеранам войны и труда, детям из малообеспеченных семей, детских домов. Процесс изготовления таких изделий превратился в творчество, так как каждая ученица старалась сделать свое изделие самым красивым, отличным по форме, дизайну, и передать пожилым людям и детям частицу домашнего тепла.
Межпредметная интеграция - любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.
Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Цикл уроков на тему «Создание изделий из текстильных материалов». Казалось бы, обычная тема… Но здесь удается показать интеграцию образовательной области «технология» с такими предметными областями, как физика, химия, биология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривается на уроках.
Другой пример. Вариант домашнего задания в 8 классе по теме: «Понятие «культура питания». Сбалансиро­ванное, рациональное питание», которое потребовало от учениц не только знаний предметов технологии и биологии, но и широкого кругозора: «Необходимо дополнить правила питания их физиологическим обоснованием из курса биологии и подтвердить пословицами и поговорками, афоризмами». Например, правило питания «вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь», физиологическое обоснование «чрезмерное заполнение желудка ухудшает пищеварение, пища не переваривается», пословица «Не ложись сытым, встанешь здоровым».
Позволю себе остановиться на интеграции урока технологии с литературой, историей, в частности на разделе «Создание изделий из поделочных материалов». Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности.
Новые информационные технологии, на мой взгляд, открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. Поэтому, компьютер – один из моих помощников на уроке. Компьютерная версия технологической карты, отличается от обычной, используемой на занятиях по технологии. Использование фотографий вместо традиционных графических изображений делает технологическую карту более наглядной.
Урок – презентация при объяснении новой темы существенно повышает эффективность и качество обучения. Это конструирование и моделирование фартука, юбок, платья – халата, отдельных деталей. Можно многократно повторять демонстрацию приемов выполнения операций, и их последовательность, процесс изменения изделия.
Применение видеофрагментов в разделах интерьер жилых помещений, кулинарные работы, вязание, вышивка, значительно сокращает время на получение теоретических знаний, что особенно актуально для уроков технологии.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала. При этом формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.
В рамках дистанционного обучения есть возможность получить домашние задания наиболее успешным или слабоуспевающим учащимся. А также дети получают тестовые задания для подготовки, например, к олимпиадам.
Работа учителя по созданию и применению цифровых образовательных ресурсов, создает условия для расширения представлений об информационно – технологической картине мира, что, несомненно, скажется на всех сферах жизнедеятельности ученика. У учащихся развивается пространственное воображение, повышается интеллектуальный потенциал. Видеофрагменты позволяют раскрыть сущность происходящих процессов, технологических операций. Анимация позволяет смоделировать открытые технологические процессы (переплетение нитей в ткани, образование различных стежков и швов). Кроме того, использование современных технологий обучения, является эффективным информационным и технологическим средством творческой проектной деятельности детей. В этом случае значительно сокращается время поиска необходимой информации, в процессе работы над проектом, а с выходом в Интернет, учащиеся обретают новые возможности в расширении своих знаний.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Библиографический список:

1.   Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19.
2.                 Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» УМП – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
3.                 Песталоцци И.Г. Об обучении. Воспитать человека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vp-ch.ru/node/44.
lanshakova10@mail.ru, +7 9064598590
2018