Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Мальцева Е.В. Внеклассное мероприятие по русскому языку для учеников 6 класса «Заговори, чтоб я тебя узнал!»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Цель: развитие умения применять правила орфоэпии в предложенном речевом материале, соблюдение правил орфоэпии в самостоятельной речи, активизация и развитие эмоциональной лексики учащихся.
Задачи:
- закрепить полученные знания, умения, навыки по орфоэпии;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;
- способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание правильно и красиво говорить;
- формировать умение работать в команде, сотрудничать;
- повысить интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету

Описание игры.

Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды по 6 человек. Работа участников оценивается жюри. В качестве домашнего задания команды сочиняют двустишия на заданные рифмы.

Ход игры.

Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Прежде чем мы поговорим о теме нашего мероприятия, давайте послушаем стихотворение. В. Громова «Шутка».
(Подготовленная ученица читает стихотворение)
Мой дядя выяснял лет 40
И всё же выяснить не мог-
Как говорить вернее - творог?!
А может, правильней – творог!?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке -
Лицо, как роза, расцвело
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдёт в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почём творог?
А может правильнее – творог?
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
«Н-да.. Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же всё-таки – творог,
А может правильнее – творог?
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы –
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»

Как вы думаете, о чём это стихотворение?
(Ответы учащихся).
Чему же мы посвятим наше сегодняшнее мероприятие?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Сегодня мы поговорим об орфоэпии. Что такое орфоэпия? Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения. Соблюдение этих норм имеет важное значение. Его социальная роль велика в наше время особенно, когда устная речь стала средством широкого общения, инструментом воздействия на других, частью делового имиджа. (Задания по орфоэпии содержатся в КИМах ЕГЭ, который вам тоже в скором времени придется сдавать.)
Вы разделились на две команды. Это команда « Красноречивые люди » и команда « Знатоки орфоэпии ». Сегодня вам придется выполнить ряд заданий, в ходе которых мы посмотрим, насколько хорошо вы владеете нормами русской речи. А в роли членов жюри у нас сегодня выступают ученики 8 д класса: Кузнецова Маша, Лукашин Никита, Лыткин Данила.
Команды готовы? Члены жюри готовы? Тогда приступим к заданиям!
Итак, первое задание. «Долго думал да хорошо сказал»
Задание: после коллективного совещания один представитель команды должен прочитать предложенный текст, правильно произнося выделенные слова (по 1 баллу за каждое правильно произнесённое выделенное слово; максимальный балл – 9).

№ команды

Текст для команды

Верный вариант

1

Наша подруга-модель пригласила нас на свой День рождения. Она жила в километре от шоссе, рядом с магазином, который назывался «Квартал». Мы решили подарить ей кашне и шкатулку из бересты. Праздник прошёл отлично, мы досыта наелись торта.
Наша подруга-модель[дэ] пригласила нас на свой День рождения. Она жила в киломЕтре от шоссе[сэ], рядом с магазИном, который назывался «КвартАл». Мы решили подарить ей кашне[нэ] и шкатулку из берЁсты. Праздник прошёл отлично, мы дОсыта наелись тОрта.

2

Маша шла по рельсам, черпая грязь сапогами. Её одолевала дремота. Единственное, что ей хотелось, это наесться досыта и умыться добела. Она бережливо держала в руках игрушечного шимпанзе. Девочка была одета не по погоде: на ней было хлопковое платье с орнаментом. Вскоре она нашла дорогу домой.
Маша шла по рельсам[р’], чЕрпая грязь сапогами. Её одолевала дремОта. Единственное, что ей хотелось, это наесться дОсыта и умыться добелА. Она бережлИво держала в руках игрушечного шимпанзе[зэ]. Девочка была одета не по погоде: на ней было хлОпковое платье с орнАментом. Вскоре она нашла дорогу домой.

Задание № 2 «Одно из двух»: из предложенных пар словосочетаний выбрать правильные и подчеркнуть (по 1 баллу за каждое правильное словосочетание; максимальный балл – 5).

№ команды

Словосочетания для команды

Верный вариант

1

Пара ботинок – пара ботинков
Много делов – много дел
Песни грузин – песни грузинов
Килограмм апельсинов – килограмм апельсин
Группа инженер – группа инженеров
Пара ботинок
Много дел
Песни грузин
Килограмм апельсинов
Группа инженеров

2

Пара валенок – пара валенков
Много местов – много мест
Песни осетин – песни осетинов
Килограмм мандаринов – килограмм мандарин
Группа офицер – группа офицеров
Пара валенок
Много мест
Песни осетин
Килограмм мандаринов
Группа офицеров

Задание № 3: Представьте себе очередь в овощной магазин…
Карапетян: Кому апельсины, кому мандарины! Рубль штучка, три рубля кучка, в кучке три штучки!
Попова: Завесьте, пожалуйста, свеклУ грамм на шестьсот.
Карапетян: Сейчас сделаем.
Попова: А ещё бы помидор мне килограмм шесть.
Милосердова: И мне свёклу, пожалуйста, грамм на триста, яблоков пять килограмм.
Карапетян: Яблоков нет, хотите апельсинов?
Милосердова: Апельсинов не хочу, щАвель есть?
Карапетян: Нет.
Посвалюк: А есть у вас сок сливОвый? А грушОвый?
А когда будет, вы мне позвОните?
Карапетян: Обязательно позвоню.
Учитель: Спасибо нашим героям. Теперь слово командам. Что же было не так в речи покупателей? Посоветуйте, пожалуйста, как правильно говорить.
(Слово командам)
Следующее задание - №4 «Посчитай-ка». Послушайте стихотворения ответьте на вопрос.
Сколько речевых ошибок допущено в тексте?

Между прочим

Говорил он, между прочим,
«Красивéе», «Мы так хóчим»,
«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, билютéнь»,
«Пóверх плана выполняем»,
«Агент звóнит целый день».
(слово командам)
задание № 5 «Найди лишнее». Давайте посмотрим на экран.
(обе команды дают ответ, затем правильный вариант выводится на экран)
1.       Найди ошибку
А) алфавИт, процЕнт, досУг, звОнит;
Б) свЁкла, сливОвый, щавЕль
В)обеспЕчение, квартАл, жАлюзи, мусоропровОд;
Г)(много) мандаринов, апельсинов, яблоков, помидоров.
2.       Найди лишнее.
А) что, скворечник, скучный, гречневый;
Б) яичница, булочная, вечный, конечно;
В) дачный, чтобы, нарочно, пустячный.
Учитель: И последний конкур - «Домашнее задание» Наши команды заранее получили следующее задание – сочинить двустишия на указанные рифмы для запоминания правильного произношения слов.
Вот эти рифмы: (на экране)
договор – спор
Жалюзи – вблизи
Щавель – Куршевель
Мастерски – виски
Торты – шорты
Шарфы – Марфы
Банты – таланты
Красивее – счастливее
Новорождённый – утомлённый
Учитель: Спасибо командам. Эти двустишия мы обязательно используем с вами на уроках. А пока жюри будет подводить итоги, я хочу прочитать вам фрагмент рассказа М. Горького «Красавица».
Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины. Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у борта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму. …Он(юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!.. Пожалуйста!... У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива… Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия воздуха:
- Вот так тепло седни! Юноша вздрогнул. - Взопрела я… бе-еды как!
Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.
- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их…Так и жгут…
Публика весело и одобрительно хохотала. Бледный юноша тихо повернулся, и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода.
Учитель: Как вы думаете, почему юноша почувствовал себя так, словно на него вылили ледяную воду?
(Ответы учащихся)
Жюри озвучивает результаты.
Учитель: Подводя итоги мероприятию, ответьте мне на вопрос – нужно ли изучать орфоэпические нормы и соблюдать правила русской речи?
Конечно, ведь как говорил еще Л. Н. Толстой: «Речь человека – это зеркало его самого».
Список литературы.
1.       Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М., 2011.
2.       Воронова Е. А. Клуб внеклассных дел. Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2006. - 288 c.
3.       Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио», 1997.
vip.malceva@bk.ru 8-980-677-30-39
2018