НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гончар Г.А. Методическая разработка по познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционного рисования на камнях для детей старшего дошкольного возраста «Обит


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf

Методическая разработка по познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционного рисования на камнях для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели подводного царства»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, исследовательской деятельности.
Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
2.Формировать навык полных ответов на вопросы.
3.Продолжать знакомить с приемами рисования на камнях разной формы.
Развивающие:
1.Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
3.Развивать фантазию, творческое воображение.
4.Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
1.Воспитывать познавательный интерес.
2.Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.
3.Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»; рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные); беседы о поездках детей к реке, морю.
Индивидуальные беседы о морских обитателях, рыбах.
Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».
Чтение произведений в детском саду и дома: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронин «Добрая раковина», Энциклопедии о морских обитателях.
Материалы и оборудование:
Маски морских обитателей, органза / «море»/, «камни» из картона с цифрами, коробка для камней, мяч, звукозапись «А рыбы в море», магнитофон, для рисования: баночки с водой, кисти, тряпочки, камни для росписи, влажные салфетки, палитры, акриловые краски, клеенки.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, макет морского дна, камни, набор ракушек, морская звезда, мольберт, электронная презентация «Морские обитатели».
Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию:
Изготовление масок морских обитателей, подбор звукозаписи для физ.минутки «А рыбы в море плавают…», подбор материалов для рисования /подготовка и покрытие камней, подбор акриловых красок/, изготовление макета морского дна, изготовление атрибутов для д/игры «Веселые рыбки», подбор загадок, приветствия, дидактической игры. Изготовление электронной презентации «Морские обитатели».
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физ.минуток, технических средств.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: проходите, ребята!
/воспитатель с детьми встает в круг/
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг.
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Вы готовы поиграть?
Можем дружно начинать.
Давайте поздороваемся со всеми гостями, мы рады видеть их у нас в гостях!
Воспитатель: отгадайте мою загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
Воспитатель: а почему вы подумали, что это море? /в море вода соленая и горькая./
Воспитатель: ребята, а хотите отправиться в подводное путешествие и исследовать морской подводный мир?
Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Я знаю волшебные слова, которые сказать нужно дружно и громко.
Давайте, закроем глаза!
1 -2 -3 – все замрём!
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
/Дети садятся на коврик, на ткани, изображающей море, находятся маски морских обитателей/
Воспитатель: мы погрузились не глубоко и на время сами станем обитателями подводного царства.
Ребята, сейчас каждый из вас расскажет о морском обитателе.
/каждый ребенок рассказывает о своем морском животном или рыбе, дети угадывают по описанию, когда отгадали обитателя, ребенок надевает маску этого героя/
Кит - самое большое млекопитающее. Киты бывают усатыми-синий кит /китовый ус/ и зубатыми /кашалот, касатка/, у которых есть зубы, и они нападают на других китов и дельфинов. Усатые киты питаются планктоном.
Планктон - микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом.
Китовый ус-хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя вместе с планктоном.
Скат – у него расплющенное тело. На спине дыхательные отверстия, рот внизу. По бокам расположены электрические органы, их разряд использует для ловли добычи и защиты от врагов.
Рыба-молот- у рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в одиночку.
Морской конек -небольшая рыбка. У нее необычная форма тела. На теле много шипов. Добычу втягивает вместе с водой хоботком. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует.
Морская звезда -название животное получило из-за формы тела. Конечностей может быть от 5 до 40, которыми она открывает раковины моллюсков. Рот расположен на нижней стороне тела.
Глаза расположены на кончиках лучей -ножек.
Акула- самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов больших. Острых зубов, которые растут всю жизнь. У нее нет костей, хребет состоит из мягких хрящей.
Не может жить не двигаясь, даже когда спит, она все равно плывет. Движение помогает воде протекать через жабры и отдавать рыбе много кислорода.
Медуза – древнее животное. Без воды жить не может. Некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы: в виде зонтика, купола, диска.
Питается мелкими морскими животными.
Осьминог – хищник, питается крабами, моллюсками. Парализует добычу ядом из щупалец. Хорошо маскируется, его окрас меняется под цвет камней и водорослей. Хорошо плавает и ходит по дну.
Дельфин- млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Несмотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит кислородом из воздуха.
/Дети надевают маски морских обитателей/
Воспитатель: ну, вот мы познакомились и узнали про морских обитателей больше. А сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Игра- викторина «Рыбки»
Цель: закреплять знания детей о морских обитателях; развивать внимание, мышление, память; воспитывать любознательность, познавательный интерес.
/дети произносят слова и «рыбки» плавают, затем прячутся за камни-домики с цифрами, под каждым номером находится вопрос викторины/
Рыбки, рыбки приплывайте,
В наши сети попадайте!
Плавайте туда-сюда,
Не уйти вам никуда!
Вопросы викторины:
1.Чем дышит рыба /жабрами/
2.Чем покрыто тело рыб /чешуей/
3.Какие рыбы живут в море/морские/, а в реке/речные/?
4.Как передвигаются рыбы? /плавник, хвост/
5. Назови морское млекопитающее. /дельфин/
6.Морской конек - животное или рыба? /рыба/
7.У какой рыбы оба глаза на одной стороне? /у камбалы/
8. Какая самая большая рыба в море? /синий кит/
9. Какой страшный хищник живет в море? /акула/
Воспитатель: мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад! Для этого мы произнесем волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте.
Нужно вам закрыть глаза.
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться
Чтоб в саду нам очутиться.
Воспитатель: давайте наших морских обитателей отпустим обратно в «море».
Воспитатель: для того, чтобы вы лучше запомнили наше подводное путешествие, я приготовила макет морского дна, на нем не хватает обитателей морских глубин.
Но море приготовило нам сюрприз! Посмотрите, какие красивые цветные камни оно нам подарило.
Как вы думаете, что можно делать с морскими камешками?
/играть с ними, выкладывать узоры, рисовать на них/
Давайте эти камушки превратим в красивых ярких рыбок.
Воспитатель: проходите на свои места и приготовьтесь к работе.
/Дети проходят на места/
Прежде чем приступить к украшению рыбок, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок»
Пять маленьких рыбок играли в реке
(волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде
(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать»
(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать
(быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
(ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.
(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Воспитатель: сейчас подумайте, как вы украсите свою рыбку, главное, чтобы она стала красивая и нарядная. Возьмите правильно кисточку, набирайте краски немного и приступайте к работе.
/Дети расписывают камушек/
Воспитатель: ребята, мы с вами закончили работу, пусть ваши рыбки останутся на столах, а мы потанцуем.
Танец «Рыбы в море» /аудиозапись/
Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику.
Воспитатель: хорошо потанцевали, а сейчас каждый из вас возьмет свою рыбку и разместит на морском дне.
Посмотрите какая красота получилась, теперь нашим морским обитателям не будет одиноко, а мы сможем играть в игру «Путешествие рыбки».
Библиографический список:
1. Веракса Н., Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Мозаика-Синтез, 2012г.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро, 2010г.
3. Мороз В., Бурмистрова Л. Расскажите детям о морских обитателях. Мозаика-Синтез, 2007г.
Сведения об авторах
Гончар Галина Александровна-воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №65, Россия, г. Санкт-Петербург
2020