Гончар Г.А. Методическая разработка по познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционного рисования на камнях для детей старшего дошкольного возраста «Обит
Методическая разработка по познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционного рисования на камнях для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели подводного царства» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, исследовательской деятельности. Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи: Обучающие: 1.Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. 2.Формировать навык полных ответов на вопросы. 3.Продолжать знакомить с приемами рисования на камнях разной формы. Развивающие: 1.Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения. 2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. 3.Развивать фантазию, творческое воображение. 4.Развивать мелкую моторику рук Воспитательные: 1.Воспитывать познавательный интерес. 2.Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу. 3.Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость. Совместная деятельность педагога с детьми: Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»; рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные); беседы о поездках детей к реке, морю. Индивидуальные беседы о морских обитателях, рыбах. Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные». Чтение произведений в детском саду и дома: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронин «Добрая раковина», Энциклопедии о морских обитателях. Материалы и оборудование: Маски морских обитателей, органза / «море»/, «камни» из картона с цифрами, коробка для камней, мяч, звукозапись «А рыбы в море», магнитофон, для рисования: баночки с водой, кисти, тряпочки, камни для росписи, влажные салфетки, палитры, акриловые краски, клеенки. Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, макет морского дна, камни, набор ракушек, морская звезда, мольберт, электронная презентация «Морские обитатели». Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию: Изготовление масок морских обитателей, подбор звукозаписи для физ.минутки «А рыбы в море плавают…», подбор материалов для рисования /подготовка и покрытие камней, подбор акриловых красок/, изготовление макета морского дна, изготовление атрибутов для д/игры «Веселые рыбки», подбор загадок, приветствия, дидактической игры. Изготовление электронной презентации «Морские обитатели». Методы и приемы:моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физ.минуток, технических средств. Ход НОД: Организационный момент: Воспитатель: проходите, ребята! /воспитатель с детьми встает в круг/ Для начала встанем в круг Сколько радости вокруг. Дружно за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь. Вы готовы поиграть? Можем дружно начинать. Давайте поздороваемся со всеми гостями, мы рады видеть их у нас в гостях! Воспитатель:отгадайте мою загадку: Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона. (море) Воспитатель: а почему вы подумали, что это море? /в море вода соленая и горькая./ Воспитатель: ребята, а хотите отправиться в подводное путешествие и исследовать морской подводный мир? Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Я знаю волшебные слова, которые сказать нужно дружно и громко. Давайте, закроем глаза! 1 -2 -3 – все замрём! Детский сад наш изменился, В дно морское превратился. Мы отправимся гулять. Дно морское изучать! /Дети садятся на коврик, на ткани, изображающей море, находятся маски морских обитателей/ Воспитатель: мы погрузились не глубоко и на время сами станем обитателями подводного царства. Ребята, сейчас каждый из вас расскажет о морском обитателе. /каждый ребенок рассказывает о своем морском животном или рыбе, дети угадывают по описанию, когда отгадали обитателя, ребенок надевает маску этого героя/ Кит- самое большое млекопитающее. Киты бывают усатыми-синий кит /китовый ус/ и зубатыми /кашалот, касатка/, у которых есть зубы, и они нападают на других китов и дельфинов. Усатые киты питаются планктоном. Планктон - микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом. Китовый ус-хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя вместе с планктоном. Скат – у него расплющенное тело. На спине дыхательные отверстия, рот внизу. По бокам расположены электрические органы, их разряд использует для ловли добычи и защиты от врагов. Рыба-молот- у рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в одиночку. Морской конек -небольшая рыбка. У нее необычная форма тела. На теле много шипов. Добычу втягивает вместе с водой хоботком. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует. Морская звезда -название животное получило из-за формы тела. Конечностей может быть от 5 до 40, которыми она открывает раковины моллюсков. Рот расположен на нижней стороне тела. Глаза расположены на кончиках лучей -ножек. Акула- самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов больших. Острых зубов, которые растут всю жизнь. У нее нет костей, хребет состоит из мягких хрящей. Не может жить не двигаясь, даже когда спит, она все равно плывет. Движение помогает воде протекать через жабры и отдавать рыбе много кислорода. Медуза – древнее животное. Без воды жить не может. Некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы: в виде зонтика, купола, диска. Питается мелкими морскими животными. Осьминог – хищник, питается крабами, моллюсками. Парализует добычу ядом из щупалец. Хорошо маскируется, его окрас меняется под цвет камней и водорослей. Хорошо плавает и ходит по дну. Дельфин- млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Несмотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит кислородом из воздуха. /Дети надевают маски морских обитателей/ Воспитатель: ну, вот мы познакомились и узнали про морских обитателей больше. А сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Игра- викторина «Рыбки» Цель: закреплять знания детей о морских обитателях; развивать внимание, мышление, память; воспитывать любознательность, познавательный интерес. /дети произносят слова и «рыбки» плавают, затем прячутся за камни-домики с цифрами, под каждым номером находится вопрос викторины/ Рыбки, рыбки приплывайте, В наши сети попадайте! Плавайте туда-сюда, Не уйти вам никуда! Вопросы викторины: 1.Чем дышит рыба /жабрами/ 2.Чем покрыто тело рыб /чешуей/ 3.Какие рыбы живут в море/морские/, а в реке/речные/? 4.Как передвигаются рыбы? /плавник, хвост/ 5. Назови морское млекопитающее. /дельфин/ 6.Морской конек - животное или рыба? /рыба/ 7.У какой рыбы оба глаза на одной стороне? /у камбалы/ 8. Какая самая большая рыба в море? /синий кит/ 9. Какой страшный хищник живет в море? /акула/ Воспитатель:мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад! Для этого мы произнесем волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте. Нужно вам закрыть глаза. Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А затем наоборот. Как рыбешки покружиться Чтоб в саду нам очутиться. Воспитатель: давайте наших морских обитателей отпустим обратно в «море». Воспитатель: для того, чтобы вы лучше запомнили наше подводное путешествие, я приготовила макет морского дна, на нем не хватает обитателей морских глубин. Но море приготовило нам сюрприз! Посмотрите, какие красивые цветные камни оно нам подарило. Как вы думаете, что можно делать с морскими камешками? /играть с ними, выкладывать узоры, рисовать на них/ Давайте эти камушки превратим в красивых ярких рыбок. Воспитатель: проходите на свои места и приготовьтесь к работе. /Дети проходят на места/ Прежде чем приступить к украшению рыбок, давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок» Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения в воздухе) Лежало большое бревно на воде (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок). И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (выполняем ныряющее движение) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест) А третья сказала: «Мне хочется спать» (ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит). Четвертая стала чуть – чуть замерзать (быстро качаем ладонями – дрожь) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (ладони раскрываются и соединяются - рот) Плывите скорей, чтоб он вас не схватил. (волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают). Воспитатель: сейчас подумайте, как вы украсите свою рыбку, главное, чтобы она стала красивая и нарядная. Возьмите правильно кисточку, набирайте краски немного и приступайте к работе. /Дети расписывают камушек/ Воспитатель: ребята, мы с вами закончили работу, пусть ваши рыбки останутся на столах, а мы потанцуем. Танец «Рыбы в море» /аудиозапись/ Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику. Воспитатель: хорошо потанцевали, а сейчас каждый из вас возьмет свою рыбку и разместит на морском дне. Посмотрите какая красота получилась, теперь нашим морским обитателям не будет одиноко, а мы сможем играть в игру «Путешествие рыбки». Библиографический список: 1. Веракса Н., Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез, 2012г. 2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро, 2010г. 3. Мороз В., Бурмистрова Л. Расскажите детям о морских обитателях. Мозаика-Синтез, 2007г. Сведения об авторах Гончар Галина Александровна-воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №65, Россия, г. Санкт-Петербург