Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Иванова Е.А. Развитие творческих способностей детей на основе развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Чрезвычайно важно своевременно выявить творческих, одарённых детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одарённых и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей обучащихся. Важной задачей кружковой деятельности является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для обучащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Начав работать с группой, которую посещают младшие школьники, я удивилась отсутствию у них первоначальных навыков: резание, приклеивание, выкладывание композиции. Занимаясь кружковой работой, я, как педагог, ставила такие глобальные задачи, как формирование творческих способностей, развитие фантазии, знакомство с новыми современными техниками. Результат в итоге нулевой — неудовлетворенность работой и детей, и педагога. Дети разливали и размазывали клей, вырезали кривые детали к аппликациям, которые мало походили на шаблоны, обводимые ими, никакой своей фантазии и творческой составляющей задания.
Анализируя причины неудач, можно выделить несколько факторов:
1) Дети приходят из разных дошкольных учреждений, с разным уровнем подготовки, а некоторые вообще не посещали детский сад.
2) В школьной программе всего лишь 1–2 часа в неделю отведено на реализацию курса «Технология», который не только не способствует развитию творческих способностей учащихся, но, зачастую, как показывает опыт, не формирует основные трудовые навыки и умения.
3) Невозможно придумать новое, т. е. проявить фантазию, креативность, если не знать технологию изготовления того или иного изделия.
4) Неразвитость мелкой моторики. Дети просто не могут держать ножницы, карандаши в руках.
5) Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропедевтической работой по развитию творческих способностей, одарённости детей должна стать работа по развитию мелкой моторики пальцев и кисти через овладение общими трудовыми навыками и умениями.
Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребёнка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Поэтому занятия в кружках декоративно-прикладного и художественно-эстетической направленности как нельзя лучше способствует решению этих проблем.
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребёнок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Дополнительное образование дорожит индивидуальным творчеством детей: ведь ребёнок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребёнку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Вот здесь и появляется возможность «раскрыться» и проявить себя.
Индивидуально-личностная основа кружковой деятельности позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы кружка.
Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого помимо кружковых занятий по программе включаются посещение занятий кружков других направленностей нашего учреждения с целью общения со сверстниками, обмена информацией и опытом работы в кружке. Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности — обеспечение его участия в различных конкурсах, выставках, чтениях различной направленности.
Предлагаю рассмотреть развитие творческих способностей и одарённости детей в процессе занятий в кружке «Лаборатория декора» художественной направленности. Я предположила, что при условии раннего включения в творческий процесс кружковой деятельности, через развитие мелкой моторики пальцев, разнообразия используемых материалов, «свободы выбора»; формирования устойчивого интереса к творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений на занятиях в кружках, с возрастом у учащихся будет наблюдаться динамика роста показателей творческих способностей.
Дополнительная образовательная программа объединяет в себе обучение детей приёмам работы с различными материалами и инструментами и даёт возможность выбора. Носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Организуя работу объединения, опираемся на знания, умения и навыки, полученные в детском саду, дома, на уроках, и этим способствуем их закреплению и углублению, развитию. Основной блок работы на первом году направлен на развитие мелкой моторики, отработкой практических трудовых навыков, знакомство с основными процессами по обработке материалов и техникой безопасности при работе с инструментами. Основными на данном этапе выступают репродуктивные методы обучения.
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию.
Увидев недостаточное развитие мелкой моторики у детей 3 группы, мной в занятия в обязательном порядке были добавлены многочисленные упражнения, занятия, игры именно на развитие моторики у детей младшего школьного возраста.
Работу по развитию тонкой моторики проводим в системе групповых занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления трудовых навыков. На начальном этапе работы дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений, приёмам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, тренажеры. После выполнения самомассажа приступаем к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Проводим упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения-игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры-манипуляции, игры-потешки. Далее проводим упражнения-игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и т. д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость.
Большим потенциалом к развитию мелкой моторики обладают и те материалы, которые используются для выполнения поделок: различные виды бумаги и картона (гофрированный картон, бархатная, крепированная бумага), ткани различных фактур, нити, шнуры, семена, крупы, листья, салфетки и многое другое. Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук даёт положительную динамику в развитии мелкой моторики и формировании трудовых навыков. А с приобретением общих трудовых умений и навыков, освоением технологии выполнения той или иной поделки, придёт и способность творчески мыслить, будет развиваться фантазия.
В конце этого года планируется провести мониторинг результативности и качества усвоения образовательной программы c целью последующего мониторинга развития мелкой моторики у детей, посещающих детское объединение.

Библиографический список:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. — М.: «Творческий центр «Сфера», 2014. — 64 с.
2. Винокурова Н. А. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. — М.: «ИМПЭТО», 2014. — 96 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 1991. — 93 с.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 3-изд. — СПб.: «Питер», 2007. — 368 с.
5. Никитин А. А. Художественная одаренность. — М.: Классика XXI, 2010. — 176 с.
6. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: Каро, 2009. — 44 с.
7. Хомич Е. О. Развитие мелкой моторики. — 2-е изд. — М: АСТ, 2015. — 64 с.
2019