Актуальные вопросы начального общего образования

Киндюхина Т.Н. Экологическое воспитание младших школьников посредством вовлечения детей в игровую деятельность

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


С 2017 года на базе МБОУ Катынской СШ создана и работает региональная инновационная площадка по теме "Самоопределение и самореализация личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС средствами внеурочной деятельности общекультурного направления".
Планом внеурочной деятельности МБОУ Катынской СШ предусмотрены такое курсы как: "Занимательная экология", "Моё Отечество", "Моя малая Родина". Природное окружение сельской школы как будто специально создано для " сформирования уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде" 1
Экологическое воспитание приобретает в настоящее время особую актуальность, так как проблемы экологии носят глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу наиболее острых, на наш взгляд, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
_ _ _ _ _ _ _ _
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Начиная работу в этом направлении мы провели стартовую диагностику с обучающимися 1-4 классов «Мое отношение к природе» ( автор Иванова М.М.) и получили следующие результаты (таблица 1)

Таблица 1. Результаты стартовой диагностики

Характер отношения к природе (% обучающихся)

эгоистичный

неактивный

осознанный

эмоциональный

12,00%

50,00%

23,00%

15,00%

Результаты промежуточной диагностики показали положительные изменения в характере отношения обучающихся к природе (таблица 2)

Таблица 2. Результаты промежуточной диагностики

Характер отношения к природе (% обучающихся)

эгоистичный

неактивный

осознанный

эмоциональный

8,00%

42,00%

55,00%

11,00%


При разработке содержания экологического воспитания мы опирались на ряд документов.
В частности:
1. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»;
Отдельный раздел Закона «Об охране окружающей среды» - «Основы формирования экологической культуры»;
статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» - «в целях формирования экологической культуры»
2. «Экологическая доктрина Российской Федерации»;
Основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В соответствии с «Экологической доктриной» провозглашается установка на «государственное содействие экологизации гражданского общества».
3. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».
Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Под экологическим воспитанием понимается формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
В начальной школе экологическое воспитание реализуется через разнообразные формы и виды деятельности школьников.
Одной из самых распространённых и доступных форм организации экологического воспитания младших школьников являются игровые занятия.
Под игровыми занятиями понимаются импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру, основным содержанием которых является игра.
Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций таких занятий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
В педагогической литературе рассматривается несколько типов экологических игровых занятий:
A) Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе учитель часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка.
Б) Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
B) Игры-предположения. Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».
Г) Иры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Ценность таких игр — командное участие. Следует заметить, что младшие школьники любят работать в группах, и их надо учить совместной умственной работе.
Д) Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование.
Независимо от того, какая игра выбрана, необходимо соблюдать общепринятую структуру:
1.      Старт (объяснение условий игры, легенды);
2.      Финиш (поощрения победителей);
3.      Последействие (проведение опроса-беседы, анкетирования, рефлексии, эмоциональной оценки игры, практических дел; дальнейшие действия сообразно тематике).
В основе любого игрового занятия по экологии должны лежать следующие методические подходы:
- актуальность учебного занятия помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата;
- коллективность помогает сплотить детский коллектив в единую группу, единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку;
- соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.
На таких занятиях рассматриваются следующие содержательные вопросы экологического характера:
1. Природа — единое целое:
1.1. Связь между элементами неживой природы.
1.2. Специфика живого организма.
1.3. Связь между элементами живой и неживой природы.
1.4. Связь между элементами живой природы.
2. Экосистема — структурная часть природы.
3. Природа — основа существования человека: универсальная ценность природы.
4. Человек изменяет природу в процессе своей деятельности.
5. Охрана природы — насущная необходимость.
Любые игровые занятия могут включать в себя такие формы как: экологические игры, экологические тренинги, экологические сказки, экологические задачи.
Более подробно остановимся на некоторых из них.
Под экологическими играми понимается форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
формирование системы знаний о природе;
формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
формирование коммуникативных умений и навыков.
На таких занятиях я предлагаю учащимся игры: «Планета Земля и ее здоровье», «Не дадим Земле погибнуть под отходами!», «Знаешь ли ты местную флору и фауну?», экологическое лото «Листья» и т.п. А также мы с учениками принимаем ежегодное участие в игровой части Всероссийских экологических уроков («Мобильные технологии для экологии», «Хранители воды», «Заповедный урок», «Экология и энергосбережение», «Водный урок», игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»).
Не так давно в нашу систему экологического воспитания вошли интерактивные игровые технологии благодаря Интернет-ресурсам: «Энергосбережение — детям» и игровому приложению для компьютеров и мобильных телефонов «Экология в вопросах и ответах».
Экологический тренинг это метод организации экологической деятельности детей, направленный на реализацию экологических знаний учеников в новой учебной ситуации, коррекцию восприятия природных объектов, взаимоотношений с ними.
Методические особенности организации: участникам предлагается за ограниченное время путём «мозгового штурма» выполнить нестандартное задание в творческой форме.
Например, это такие тренинги как, «Листочки-дружочки», «Письмо зелёному другу», «Я хочу защитить хищника».
Экологические задачи - это математические задачи экологического содержания.
Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе создаёт условия для:
а) разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;
б) формирования некоторых представлений об экологии страны;
в) воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;
г) ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии.
Примеры экологических задач:
1. Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща – 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?
2. С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого – на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
В результате участия в игровых занятий по экологии учащиеся знакомятся с понятиями «экология», «экосистема», «заповедники»; учатся распознавать объекты природы; приобретают практические экологические и природоохранительные навыки; у них формируются умения правильного поведения в природе; возникает понимание важности экологических проблем; формируются нравственных качеств ребенка; происходит экологизации различных видов деятельности ребенка.
Заключение
Итак, игровое занятие — не только развлечение, но и средство, при помощи которого младшие школьники знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.
Кроме того, игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
В связи с этим, педагогу в своей работе с детьми необходимо использовать игры экологического содержания, экологические тренинги и экологические задачи обеспечивающие не только эффективность усвоения школьниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны педагога и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у учащихся начальной школы осознанного отношения к живому.
Библиографический список:
1.                   Г.Б. Барышникова. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности. Игровые занятия//Барышникова Г.Б. - Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 76-81.
2.                   Л. А. Гришина. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, г. Елец, Россия.
3.                   И.И. Дедю. Экологический энциклопедический словарь. / Дедю И.И. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. - 1989.
4.                   И.А. Лопырева. Игра как метод экологического воспитания младших школьников. IV Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике. Номинация «Экологическое образование в начальной школе». с. Уруп, 2010 г.
5.                   Э.А. Муратова. Задачи с экологическим содержанием на уроках математики.// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
6. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igrovye-zanjatija-po-yekologi-dlja-nachalnyh-klasov-vidy-metodika-organizaci-i-provedenija.html
kindiuh@mail.ru, +7 (905)-695-61-86
2018-07-27 16:03 2018