В современном обществе креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека.
Креативность (от лат. creatio — создание, сотворение, от англ. creative – творческий, созидательный) представляет собой творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания; степень восприимчивости к новым идеям [9, с. 42]. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка.
Огромную роль в развитии способностей детей играет образовательное пространство, окружающее ребенка: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования. Приходя в объединения дома детского творчества, примерно 50% детей проявляют к выбранному виду деятельности уже в первый год обучения. Во второй и последующие года обучения раскрываются творческие способности еще у 30% обучающихся. В названии учреждений дополнительного образования слово «творчество» является ключевым, а в содержании целеполагающим. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к продуктивной деятельности, развитие креативности личности. Содержание всех программ технической направленности наполнено заданиями, решение которых предполагает выявление и развитие творческого потенциала воспитанников.
Принято также считать, что креативность личности связана с некоторыми факторами биологической природы (наследственность, задатки), а также с определенными характеристиками среды. Причем оба эти фактора определяют не только наличие-отсутствие креативных свойств, но и "масштаб" творческих особенностей (количественную характеристику креативности) [10]. Развитие у человека креативности в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека.
Развитие креативности у каждого ребенка индивидуально. Ее можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу "если... то..." [3]. Основным фактором развития креативности является гуманизация образования. В повседневной жизни, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Необходим своеобразный толчок для развития креативности. Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.
Креативная образовательная среда должна обладать большой степенью свободы. Но мало дать личности свободу - нужно ещё и научить её действовать в свободной среде, иначе она при всей внешней свободе окажется несвободной внутренне [6].
Традиционная система образования представляет собой передачу информации от педагога к ребенку. Эта система обучения не всегда способна развить креативность личности. Она в большей степени основана на получении и запоминании информации, накоплении фактов.
Система дополнительного образования – это не только передача теоретических и практических знаний, но и творческая атмосфера, которая присуща, в первую очередь, художественно-эстетической направленности, основу которой составляет художественно-прикладная деятельность.
"Урок, - писал С.И. Гессен, - должен быть пронизан творчеством... Это значит, что, что хотя цели урока и предписаны ученикам извне, им должны быть представлена свобода в осуществлении этих целей, инициатива в выборе средств, необходимых для решения поставленной уроком задачи" [2, c. 124].
В настоящее время развитие креативности личности – одна из самых важных задач художественно-прикладной деятельности. Художественно-прикладная деятельность как одно из средств формирования личности в современной системе образования имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей детей, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений. Традиционное искусство приобщает обучающихся к богатому наследию народных промыслов, воспитывает художественный вкус, развивает фантазию, художественно-творческий потенциал, способствует восстановлению связей между поколениями, развитию творческой личности вообще.
Согласно И.Б. Левицкой, С.К. Турчак, обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обусловливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка. Особое значение в процессе освоения программы художественно-эстетической направленности приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды детского объединения. На занятиях художественно-прикладной деятельностью оптимальный вариант педагогического сопровождения обучающихся – общегрупповое в первом году обучения и индивидуально-личностное во втором и последующих годах обучения. В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Во втором случае предполагается создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения.
На первом этапе (первый год обучения) идет мотивирование детей на активную творческую деятельность, организация познавательной деятельности на основе личностно-ориентированного, индивидуального подходов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Первый этап наделен функцией помочь ребенку самореализоваться в ходе освоения дополнительной образовательной программы.
Второй этап (второй год обучения) предусматривает реализацию такого педагогического условия, как применение проектной деятельности в процессе освоения курса как фактора развития творческой активности детей. Идет включение детей в художественно-выставочную деятельность (на муниципальном, областном, межрегиональных уровнях), способствующую их личностному развитию и творческой самореализации.
Последующие этапы обучения предполагают профессиональное освоение художественно-прикладной деятельности и реализацию индивидуальных образовательных программ.
На протяжении всего курса обучения педагог помогает понять ребенку собственную состоятельность, поддерживает в нем уверенность в себе. Педагогу необходимо представлять индивидуальный психологический портрет ребенка, знать его возрастные особенности, его отношение к обучению, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка. С данной целью заводятся индивидуальные маршрутные книжки обучающихся. Педагог анализирует сам и помогает проанализировать ребенку не только содержание обучения, но и механизмы познания, принципы организации различных видов деятельности. Знание о том, как можно строить свою учебную работу, оценивается качественно: от низкого до высокого уровня развития того или иного качества в различных видах художественно-прикладной деятельности учащегося.
Таким образом, способность к самостоятельному творческому мышлению, к творческой деятельности не является побочным эффектом художественно-прикладной деятельности, не развивается сама по себе. Развитие креативности личности требует особого внимания и специального педагогического воздействия, но в большей степени формируется в процессе художественно-прикладной деятельности. В данном случае педагог не информатор, а координатор, организатор диалога с ребенком. Он поддерживает, направляет и стимулирует детей к осознанию своих побед и поражений.
Библиографический список:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. – 320 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. 368 с.
4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии – CПб.: Питер, 2009. – 443 с.
5. Кохановская Д.Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф.— Уфа, 2012.
6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. - М.: Госкоор-центр, 2002. – 296 с.
7. Левицкая И. Б., Турчак С.К. Развитие креативности школьников // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 112-114. - ISSN 0869-561Х
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999. – 113 с.
9. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - Спб: Питер, 2002. – 272 с.