Актуальные вопросы начального общего образования

Новичихина Т.А. Актуальность использования цифровых технологий в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Способность усвоения, произведения и использования на практике новых знаний и технологий можно считать одним из главных показателей развития общества. Процесс модернизации системы образования играет немаловажную роль в развитии этой способности. В целях модернизации системы образования, выведения ее на ступень выше, чем общее развитие общества активно используется информатизация и цифровизация образования. Это проявляется во внедрении информационных технологий во всех сферах образования. Однако приходится наблюдать некоторые трудности во внедрении и использовании цифровых технологий и средств, что несколько замедляет цифровизацию начальной школы.
Цель статьи – проанализировать использование цифровых технологий в начальной школе и выявить возможные трудности внедрения данных технологий. В настоящее время государство разрабатывает и внедряет технологии в целях перестройки системы образования. Разработанная «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года» [4] отмечает, что активное развитие большинства отраслей, в том числе непосредственно образования, связаны с активным и эффективным внедрением информационных технологий. Это должно способствовать повышению уровня качества образования. Например, электронные образовательные ресурсы, представляющие из себя средства программного, информационного и технического обеспечения учебного процесса. Они призваны обучать учащихся не только использованию компьютерных технологий, но и решать задачи образования и самообразования. Требование применения современных электронных образовательных ресурсов включено в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и является одной из основных общепедагогических функций [1].
Высокий уровень способности и готовности педагогов использовать электронные образовательные ресурсы и динамика их профессионального развития существенно влияет на динамику внедрения и эффективного использования цифровых технологий в начальной школе, появлению качественно новых методов образовательной работы. Уже сейчас создается портал «Российская электронная школа» (resh.edu.ru). Его апробируют и используют в своей деятельности отдельные педагоги и образовательные организации. Разрабатываются Федеральные программы, регламентирующие глобальной информатизацией сферы образования, например, Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», где одним из приоритетных направлений названо повышение качества образование на основе информационных технологий [2].
В большинстве общеобразовательных школ уже появились новейшие компьютеры, сеть Интернет, проекторы, интерактивные доски, разработано множество цифровых образовательных ресурсов. Общество наблюдает заметные положительные изменения в качестве образования. Учителя начальных классов умело внедряют в свою работу новые методики преподавания предметов с целью более активного использования собственно цифровых технологий для решения различных образовательных задач. Умелое применение учителями электронных образовательных ресурсов делает образовательный процесс более интенсивным, а учеников более заинтересованными и активными. Учителя начальных классов осуществляют свою профессиональную деятельность согласно требованиям активно развивающегося современного информационного поля, сочетают в образовательном процессе классические методические разработки и современные средства информационных технологий и на практике применяют цифровые образовательные ресурсы в соответствии с потребностями непосредственно учебного процесса.
В педагогическом методическом обеспечении возникла необходимость в разработках дополнительных методических рекомендаций для внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы. Учителям необходимо исследовать новые подходы к организации учебного процесса, что может свидетельствовать о качественных изменениях роли учителя.
Список литературы:
1.       БогушТ.В. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов учителями начальной школы. Ростовский научный журнал. 2018.№10.
2.       Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/-ru/activity/programs/1/
3.       Корниенко Н.А.Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из средств повышения учебной мотивации учащихся начальной школы. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 3. С. 102-107.
4.       Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/-activity/directions/479/
5.       Сурикова С.В.Проблемы использования информационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. Т. 1. № 1. С. 294-297.
2019