Макарьева Л.Г., Сорокина Я.В., Федосеева А.Н. С чего начинается Родина
Библиографическое описание: Макарьева Л.Г., Сорокина Я.В., Федосеева А.Н. С чего начинается Родина // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении в форме факультатива «С чего начинается Родина».
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Самарской области.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и села, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего села, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, которое ориентированно на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
В классе 18 учащихся, такое количество детей даёт возможность использовать дифференцированный подход, внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой регион, свою область, свое село (традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта (села, поселка) и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего насе ленного пункта и Самарской области;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вы членением отдельных деталей повседневного бытия конкретной мест ности;
- изучение проблем развития области (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей области;
- формирование личностно-ценностного отно шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в ус ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно сти области;
- укрепление семейных связей:
- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества уча щихся изучения истории области через семейные архивы, рассказы роди телей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни области (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред ставителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности само стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава тельной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родной местности, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические классные часы;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего села, реали зацию культуротворческой инициативы.
Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 66 часов, продолжительность занятия – 35 минут.
Содержание программы
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть село как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения области как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;
- пристальное внимание к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, села, посёлка, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и области;
- решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы, в ау диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению области (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экспе диции (археологические, экологические, геологические, этнографиче ские, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристи ческие походы.
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников факультатива «С чего начинается Родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
1. История моей семьи (7 часов)
2. История своего посёлка (10 часов)
3. История открытия нашей области (10 часов)
4. Самарская область – субъект Российской Федерации (13 часов)
5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (8 часов)
6. Природа нашего края (10 часов)
7. Природные комплексы области, населенного пункта (8 часов)
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
Знать/понимать:
· родословную своей семьи;
· историю своего населённого пункта, различных учреждений;
· историю народов, проживающих в своей области и их традиции;
· основные краеведческие термины и понятия;
· администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Самарской области, значения официальных символов;
· основные этапы и ключевые события истории Самарской области с древности до наших дней;
· изменения природной среды Самарской области в результате деятельности человека;
· особенности природы, населения;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства;
· природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
Уметь:
рассказывать о важнейших событиях истории села Васильевка, образовании Самарского района и своего населённого пункта;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников;
работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;
описывать традиции народов своего села;
показывать на карте границы и географический центр Самарской области, Ставропольского района;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов своего населенного пункта;
составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты;
работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· проведения самостоятельного поиска информации;
· понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
· ориентирования на местности и чтения карт;
· учёта фенологических наблюдений в природе своей местности;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий;
· высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Самарской области;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов села в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематическое планирование.
1. История моей семьи (7 часов)
2. История своего посёлка, села (10 часов)
3. История открытия нашей области (10 часов)
4. Самарская область – субъект Российской Федерации (13 часов)
5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (8 часов)
5. Природа Самарской области (10 часов)
6. Природные комплексы Самарской области, населенного пункта (8 часов)
1. История моей семьи (7 часов)
Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.
Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего села.
Традиции семьи.
Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2) Исследование старых фотографий и их анализ.
3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего села, посёлка.
4) Изучение традиций семьи и их описание.
2. История своего посёлка, села (10 часов)
Строительство села, посёлка. История школы и других учреждений села.
Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в селе.
Практические работы:
1) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.
4) Администрация поселения.
5) Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.
6) Изучение названий улиц.
3. История открытия нашей области (10 часов)
Открытия и исследования Самарской области.
История Самарской области. Полезные ископаемые Самарской области. Древняя история подземных кладовых.
Практические работы:
1) Работа с картой Самарской области.
2) Исследование полезных ископаемых Самарской области.
3) Составление рассказа о биографии Самарской области.
4. Самарская область – субъект Российской Федерации (8 часов)
Самарская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
Границы, пограничные территории. Официальные символы.
Практические работы:
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Самарской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.
5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (10 часов)
Строительство памятников, музеев – хронологическое исследование.
Памятники и музеи, находящие в исследовательском населённом пункте.
Практические работы:
1) Изучение материалов об истории строительства памятников и музеев в данном населённом пункте.
5) Изучение и описание памятных мест в изучаемом населенном пункте.
6. Природа Самарской области (13 часов)
1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Самарской области.
2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.
3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.
Практические работы:
1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.
2) Составление рассказа об озёрах и реках Самарской области.
3) Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
4) Составление альбома о местных животных и растениях.
7. Природные комплексы Самарской области, населенного пункта (6 часов)
Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы края.
Практически е работы:
1) Заочная экскурсия в заповедник Самарской Луки.
2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»
3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.
Список литературы:
Печатные пособия:
1. Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский Дом печати», 2012.
2. И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева «У истоков истории Самарского Поволжья», Куйбышевское книжное издательство, 198.
3. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней. В трёх книгах. «Самарский университет», 1993, 1998, 2013.
4. Куйбышевский район: время и люди. Самара, 2012.