Актуальные вопросы начального общего образования

Пуговкина Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Развитие творческих способностей младших школьников - это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности, имеющей творческий аспект.
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Учитель, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Считаю,что основными направлениями в развитии творческих способностей детей являются:
-развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
-развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно- воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности.
Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:
1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности;
2) по качественному уровню его достижений;
3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность
Цели моей деятельности по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения – создание ситуаций проявления творческой активности для самореализации личности обучающегося, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, умений обобщать. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.
На уроках литературного чтения использую следующие логические приемы:
-Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса обучающихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика нестандартный ответ или результат, использую нестандартные задания.
- Сравнение. Изучение языковых закономерностей невозможно без сравнений явлений, процессов.
- Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемами расширяю систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.
- Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.
Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Использую проблемные методы обучения, предлагаю учащимся продолжить мысль, предположить при смысловом чтении произведения. Учащиеся готовят сообщения, защищают их перед «экспертным советом», подбирают и инсценируют отрывки из произведений писателя; учатся сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуации, то есть получают необходимые навыки, требуемые от исследователя.
Учащиеся с удовольствием создают рисунки на сюжеты произведений, воспроизводят интерьеры домов литературных героев, иллюстрации к своим сочинениям. Также даю задания на уроках литературного чтения – нарисовать рисунок к пословице, фразеологизму.
Также детям очень нравится решать кроссворды, сочинять синквейны, составлять ребусы по прочитанным произведениям. Дети разгадывают загадки друг друга, затем оценивают товарищей, выявляют победителей.
Это и проектная групповая работа. Она сближает детей, способствует улучшению микроклимата в классе, создает творческую атмосферу. К таким работам можно отнести совместное составление кластера, например, по теме «Литературная сказка». Заканчивая какой-либо раздел, учащиеся создают творческий проект –это может быть в виде книги, плаката.
Я давно заметила, что создание сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей. При написании сказок расширяется словарный запас детей, развивается воображение.
Данная работа позволяет сделать урок красочнее, интереснее, живее, а ребенок становится увереннее в себе, творчески развивается.
В заключение хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

2021