Актуальные вопросы начального общего образования

Устилко В.И. Формирование познавательной активности учащихся начальной школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно - деятельностного подходов. Одной из задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Поставленная проблема и тема исследования должны быть актуальными для ребёнка, а сама работа должна выполняться добровольно, без принуждения.
Темы исследований учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предметов.
Прекрасную возможность отработки исследовательских приёмов представляет внеурочная деятельность, Проводить работу в данном направлении помогает «Лаборатория любознательных ребят».
В первом классе проводились простые наблюдения («Подбери лист по форме, цвету и размеру», «Найди лист- противоположность»). Практические работы - «Извержение вулкана», «Образование облаков», «Яйцо динозавра». Ярким мероприятием стал мастер-класс «Волшебники». Рисовали на молоке чернилами, проводили простейшие эксперименты. Эффектно, зрелищно прошло это мероприятие. Что запомнилось ребятам? Всё, начиная с подготовки необходимого оборудования, заканчивая созданием картины на пене для бритья с помощью чернил.
Во втором классе «Лаборатория любознательных ребят» была посвящена бумаге. Данные экспериментов стали практической частью учебно-исследовательской работы «Её величество БУМАГА», которую провёл и защитил Никита Карапиш. Саша Тиранова провела работу по теме «Образование оврагов», во время которой выращивали овёс, ухаживали за ним, создавали искусственные овраги. Интересно? Очень. Видеть искрящиеся детские глаза, получать множество вопросов, на которые невозможно сразу ответить.
Ярко прошла «Неделя Ломоносова», во время которой организовали выставку «Волшебный бисер», «Эксперименты с бумагой», посетили библиотечный урок в детской библиотеке. Провели викторину «Назови предмет научной лаборатории» и эвристическую беседу «Зачем нужен телескоп?». А дальше – мастер-класс «Бумажная мозаика» в технике «Обрывная аппликация». Такие события запоминаются детям, делают обучение интереснее и ярче для маленьких исследователей.
В третьем классе мы провели «Лабораторию», изучив свойства воды, воздуха и почвы. Сами ставим цель исследования, определяем необходимое лабораторное оборудование, этапы проведения, делаем выводы, выполняем самооценку деятельности. Имея опыт работы, это - интересно и совсем несложно! На уроке литературного чтения легко справились с исследованием «Почему в волшебных сказках побеждает добро?», написали сочинение, доказали гипотезу без привлечения родительской помощи. А сколько эмоций, переживаний самых волнующих моментов любимых сказок.
Большую помощь при проведении исследований оказывают родители. Конечно, здесь тоже нужна чётко спланированная система работы. Это - групповые консультации «Исследования - всегда рядом», «Как профессия родителей влияет на интересы детей?»), индивидуальные беседы («Определение круга интересов ребёнка», «На какие вопросы легче отвечать?»), тематические родительские собрания («Первое исследование - как его провести?», «Особенности выбора темы для исследования младших школьников»). На этих встречах объясняется, что такое исследовательская деятельность, цель работы в данном направлении, перспективы развития учащихся. Родители - наши идейные вдохновители, всегда оказывают поддержку. В результате проведённой работы формируется актив родителей и увлечённых детей, создаётся команда единомышленников, готовых работать продуктивно и обдуманно.
При оценке успешности учащегося в проекте необходимо помнить, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Итогом исследовательской работы юного исследователя является выступление на детской научно-исследовательской конференции. В отличие от «взрослой» конференции создаётся «ситуация успеха» для каждого участника.
Учащиеся со своими наработками принимают активное и результативное участие в конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня. Уже имеются результаты нашей деятельности в данном направлении: работа Анны Бойко «Возникновение письменности» заняла 3 место на муниципальной научно-практической конференции «Эрудит». А в республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся, посвященном 1150-летию славянской письменности в номинации «Душа моего народа» в младшей возрастной группе эта работа была удостоена Диплома 1 степени. «Исследование швейной машины» - Диплом 3 степени Республиканского заочного конкурса «Моя семейная реликвия», Елена Сёмак получила Сертификат участника дистанционного конкурса ребусов «Исследовательская деятельность», проводимом Республиканским центром дополнительного образования. Никита Карапиш с исследованием «Лёгкая гора белого пера» занял 2 место на муниципальной конференции «Эрудит», стал участником заочного этапа ХIII Республиканской учебно - исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир!». Всего за время занятий исследовательской деятельностью участниками мероприятий различного уровня стали около 20 человек.
Альберт Эйнштейн писал: «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
Применение элементов исследовательской деятельности позволяет открыть каждого ученика как неповторимую, интересную и своеобразную личность. Главное, у детей появляется интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, нужно только по-настоящему увлечь их.


Литература:

1.       Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград. 2009 г., 138 с.
2019