Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сергазиева К.О. Познавательная активность как средство развития памяти дошкольника с нарушением интеллекта в условиях коррекционно-педагогического процесса

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Аннотация. В статье освещены теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Рассматривается динамика развития памяти у детей данной категории. Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на развитие зрительной и слуховой памяти старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, нарушение интеллекта, память, коррекция, педагогическая диагностика, познавательная активность, мультимедийные технологии.
В концепции единого образовательного пространства, переориентации педагогики на личность и ее характерные особенности, необходимость подготовки человека с разными возможностями к самостоятельной деятельности, а также формированию в нем потребности учиться, актуальной становится проблема диагностики и коррекции познавательной сферы, обеспечивающей эффективность усвоения знаний умений и навыков. Весомое место в ходе изучения познавательного развития дошкольников отводится их познавательной активности [3].
Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория воспитанников с отклонениями в психофизическом развитии. В тоже время следует отметить, что это группа является неоднородной, как по этиологии, так и патогенезу заболеваний. Достаточно широко представленной выступает группа детей с нарушениями интеллекта. Одним из существенных проявлений, которое значительно снижает эффективность усвоения учебного материала и овладение всеми видами деятельности ребенка, выступает низкий уровень развития познавательной активности [6].
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию, которое выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [4].
Характерные черты памяти дошкольника, имеющего нарушение интеллекта изучены достаточно глубоко и полно, исследования И.В. Беляковой, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, М.И. Кузьмицкой, К.С. Лебединской, А.Н. Леонтьева, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьёва и др., показали, что память у старших дошкольников с нарушением интеллекта, в частности такие процессы как запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание в той или иной степени являются нарушенными [7].
Целью данного экспериментального исследования являлось изучение познавательной активности, как средства коррекции зрительной, слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста со сложным дефектом.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ д/с №92 «Черёмушка» г. Волжского, в данном исследовании приняли участие 8 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Диагностика уровня развития памяти у детей, имеющих нарушение интеллекта, требуют специальных методик, с условием адаптации стимульного материала, процедуры проведения с учетом влияния дефекта на весь ход психического развития, в связи с чем были использованы следующие методики: «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков), «Запомни рисунки» по (Р. С. Немову), «Запомни цифры» (А.Р. Лурия), «10 пар слов» (Л.Ф. Тихомирова), данные методики направленны на выявления уровня развития оперативной, кратковременной зрительной памяти, слуховой памяти.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у пятерых детей данной группы низкий уровень развития всех видов памяти, у троих – средний, важно отметить, что воспитанники имеют низкий уровень развития познавательной активности.
Были выявлены нарушения запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность).
Исходя из результатов констатирующего эксперимента целесообразно составление коррекционных заданий с опорой на более сформированные перцептивные действия, ведущие сенсорные системы, а также внедрить в работу мультимедийные технологии, способствующие повышению любознательности и познавательной активности, которая в свою очередь выступает средством развития познавательных процессов ребенка, в частности памяти.
Воздействуя на органы чувств, мультимедийные технологии обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Применение мультимедийных технологий в коррекционной работе позволяет использовать все виды представления информации (с помощью аудиовизуальные технических средств, видеопроекторов), при этом каждый из них будет воздействовать на свои сенсорные каналы, а затем суммироваться в едином образе [2].
Структура коррекционной работы была выстроена как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс, направленный на: развитие вербальной памяти детей, совершенствование зрительной памяти, коррекция слуховой памяти, на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.
Формирующий эксперимент проводился с детьми в течение шести месяцев, занятия проходили три раза в неделю, сопровождались презентациями и аудиовизуальными технологиями, преимущественно индивидуально с каждым ребёнком, также не исключалась подгрупповая работа.
После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был осуществлен второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития памяти у дошкольников с нарушением интеллекта, который по своей структуре был аналогичен первому этапу исследования. После чего был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов первого и второго контрольных срезов.
Полученные данные в ходе контрольного эксперимента говорят о положительной динамике развития памяти: у четверых детей данной группы уровень развития памяти повысился до среднего, в свою очередь, дети, имеющие средний уровень, значительно улучшили свои показатели.
Проведенная коррекционная работа позволяет сделать вывод, что повышение познавательной активности за счет применения нестандартных методов в коррекционной работе, а именно мультимедийных технологий значительно повышают уровень развития зрительной и слуховой памяти дошкольников с нарушением интеллекта.

Список использованных источников:

1.Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2011-176 с.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2013. -56 с.
3.Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 207с.
4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2012. – 480 с.
5.Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М., 2009.
6.В.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др., «Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия». 2011.-464 с.
7.Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. [Текст] / А. В. Пилипенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2013. – 45 с.
8.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. Питер, 2009. – 71 с.
2019