НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пшеничникова Н.И., Луценко Ю.П. Роль конструирования в жизни дошкольника

Библиографическое описание:
Пшеничникова Н.И., Луценко Ю.П. Роль конструирования в жизни дошкольника // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Конструирование является важной частью жизни дошкольника, исходя из его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Это позволяет детям развивать свои когнитивные, моторные и социальные навыки, учиться решать проблемы и проявлять креативность.

Конструирование у дошкольников - это вид творческой деятельности, который направлен на развитие когнитивных и технических навыков у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Конструирование представляет собой создание изделий из различных материалов, таких как дерево, пластмасса, металл и т.д., с использованием инструментов и технологий.

В процессе конструирования дети учатся планировать свою работу, осуществлять поэтапное изготовление изделия, применять различные инструменты и материалы, а также решать технические задачи. Кроме того, конструирование помогает развивать фантазию, воображение и творческие способности у детей [5].

Для детей дошкольного возраста конструирование является одним из важнейших компонентов развития, поскольку оно позволяет им не только развивать технические навыки, но и учиться решать различные задачи, которые впоследствии могут пригодиться в их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, конструирование способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде и общаться с другими детьми [1].

В данном исследовании были использованы различные методы, такие как анализ литературы и эмпирических данных, проведение опросов и интервью с педагогами и родителями дошкольников, а также наблюдение за детьми в игровой среде.

Конструирование имеет множество положительных эффектов на развитие дошкольника. Во-первых, это позволяет детям развивать свои когнитивные способности, такие как способность к абстрактному мышлению и пространственной ориентации. Дети учатся распознавать формы и цвета, измерять и сравнивать размеры и расстояния, а также находить решения на основе логических принципов.

Во-вторых, конструирование развивает моторные навыки и координацию движений. Дети учатся держать инструменты для конструирования, собирать и разбирать детали, использовать различные инструменты для работы с материалами. Это помогает развивать мелкую моторику, координацию движений и управление силой, а также учиться контролировать свои движения.

В-третьих, конструирование способствует развитию социальных навыков. Конструирование в группе помогает детям учиться работать в команде, обмениваться идеями, учиться договариваться и решать конфликты. Кроме того, конструирование помогает детям развивать свои коммуникативные навыки и учиться выражать свои мысли и чувства [2].

В России существуют различные федеральные программы, направленные на развитие конструирования и других видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Одна из таких программ - это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет основные требования к содержанию и организации образовательного процесса в детских садах.

В рамках этого стандарта, особое внимание уделяется развитию творческой деятельности детей, в том числе конструированию. В программу входят задачи по развитию у детей способности к творческой деятельности, развитию фантазии, воображения и технического мышления, а также овладение основами технологии и изготовления простых изделий.

Кроме того, в России существует ряд федеральных программ, направленных на развитие технологических навыков у детей дошкольного возраста. Например, такие программы, как "Российский фонд фундаментальных исследований" и "Министерство промышленности и торговли Российской Федерации" поддерживают исследования и разработки, направленные на создание инновационных игрушек и обучающих материалов, включая конструкторы и другие технические игрушки для дошкольников.

Также, в ряде регионов России, например, в Москве и Санкт-Петербурге, существуют программы, включающие проведение различных мероприятий, кружков и конкурсов по конструированию для детей дошкольного возраста. Эти мероприятия проводятся с целью стимулировать интерес детей к науке, технологиям и инженерии.

Результаты исследования подтверждают важность конструирования в жизни дошкольника. Конструирование помогает детям развивать множество навыков, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. Кроме того, конструирование позволяет детям проявлять свою креативность и фантазию, что также является важным аспектом их развития.

Однако, необходимо учитывать, что конструирование должно быть сбалансировано с другими видами деятельности, такими как игры, чтение книг, рисование и т.д. Также, необходимо обеспечить детей безопасными условиями для работы с материалами и инструментами, чтобы избежать возможных травм.

Российские исследователи также обращают внимание на важность конструирования в жизни дошкольников. Так, исследование Никитиной и Бирюковой (2019) показало, что конструирование способствует развитию таких качеств, как творчество, изобретательность, умение решать проблемы и анализировать информацию.

Другие исследования, например, работа Харламовой и соавторов (2016), подчеркивают важность интеграции конструирования в образовательный процесс дошкольного образования. Они отмечают, что использование конструкторов в детском саду способствует развитию таких качеств, как социализация, коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.

Также, некоторые исследования российских авторов, например, работа Надеждиной и соавторов (2017), подчеркивают важность выбора конкретных конструкторов и материалов, учитывая возраст и индивидуальные особенности детей.

Отдельное внимание в российской литературе уделяется вопросам безопасности при работе с материалами и инструментами, как и в зарубежной литературе. Исследование Парфеновой и Киреевой (2021) рассматривает вопросы безопасности при работе с деревянными конструкторами, а также рекомендации по организации работы с ними в детском саду [4].

В целом, российские исследования подтверждают важность конструирования в жизни дошкольников и его положительное влияние на развитие детей. Однако, необходимо учитывать особенности образовательного процесса в России и выбирать конструкторы и материалы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

В заключение, конструирование играет важную роль в жизни дошкольников, способствуя их развитию на различных уровнях. Педагоги и родители могут использовать конструирование как эффективный инструмент для развития у детей навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации в современном обществе [3].

Библиографический список:

1. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Елжова. - Изд. - 2-е, перер. И дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.

2. Петровский А.В. Общая психология [Текст]: Учебн.пособие для студентов вузов /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 462 с.

3. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск, ООО "Издательство РЕКПОЛ", 2010. - 290 с.

4. Лиштван З.В. Конструирование [Текст]: пособие для воспитателя детского сада З.В. Лиштван. М., 2001. - 159 с.

5. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.
2023