Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Земцова Т. Н. Коррекционно-логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ре­бенка, поэтому проблема формирования словарного запаса и глагольного словаря в том числе занимает важнейшее место в современной логопедии.
Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. Известный логопед-практик Л.Н. Ефименкова подчеркивает: «Глагол – основа предложения».
Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действитильности: «Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи».
Наиболее сложным речевым расстройством, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (в том числе и глагольного словаря), а слух и интеллект остаются сохранными, является общее недоразвитие речи. Описывая характерные черты речи с детей с ОНР, многие авторы выделяли нарушение ее лексического компонента (Р.Е. Левина, 1968; Л.Ф. Спирова, 1980; Г.В. Чиркина, 1982; С.Н. Шаховская, 1969; Б.М. Гриншпун, 1975; Н.А. Никашина, 1962; О.Н. Усанова, 1970; Е.Ф. Соботович, 1981 и др.). Во многих работах, посвященных проблеме недоразвития речи, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми. Вместе с тем вопрос обогащения и активизации словарного запаса дошкольников, тенденции его развития в процессе специального коррекционного воздействия в должной мере остается не освещенным.
при проведении логопедической работы по развитию лексики учитывали современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов они рекомендовали проводить формирование лексики по следующим направлениям:
·          расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
·          уточнение значений слов;
·          формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
·          организация семантических полей, лексической системы;
·          активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
В коррекционно – логопедической работе по формированию глагольного словаря мы опираемся на общедидактические и специфические принципы.
Обдщедидактические принципы:
·          Систематичность и последовательность
Данный принцип обусловливает последовательность изложения материала. Формирование словаря качественных прилагательных необходимо проводить в системе, в определенном порядке, когда каждое новое слово осваиваемого материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
При планировании занятий соблюдается строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. То есть систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса
·          Доступность
·          Планирование занятий по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР осуществляется максимально доступно для детей данного возраста, опираясь на достигнутый уровень их развития, способствуя их переходу на более высокий уровень развития или созданию заметных предпосылок для такого перехода.
Средства, методы и формы организации обучения так же соответствуют уровню умственного развития старших дошкольников с ОНР.
·          Индивидуальный подход
Это один из важнейших принципов, особое значение имеет при работе с детьми с отклонениями в развитии. При разработке курса занятий учитываются особенности развития дошкольников с ОНР, только после этого определяются основные направления и содержание коррекционной работы для каждого ребенка.
При планировании занятий учитываются индивидуальные различия в имеющихся знаниях, умениях и навыках дошкольников с ОНР, особенностях их мышления и свойствах личности, используя их для более глубокого обоснования содержания, методов и организации занятий. От индивидуального уровня и темпа развития каждого ребенка зависит количество заданий, их вариантов для разных детей.
Специфические принципы:
·          Принцип развития
Предполагает выделение в процессе коррекционно-логопедической работы тех этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л. С. Выготскому). В нашей работе это этапы: накопления пассивного глагольного словаря, активизация глагольной лексики, свободное использование глаголов в связной речи.
·          Онтогенетический принцип
В процессе формирования глагольного словаря у детей с ОНР необходимо учитывать этапы и последовательность формирования его в онтогенезе; и строить в соответствии с ним коррекционно-логопедическую работу. Так, прежде чем вводить в активный словарь ребенка глагол, необходимо, чтобы у него сформировалось четкое представление о называемом действии и, чтобы данное слово уже было в его пассивном словаре.
·          Принцип деятельностного подхода
Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка. У детей дошкольного возраста ведущей формой деятельности является игра, поэтому упражнения по формированию глагольной лексики на разных этапах работы проходят в игровой форме, которая возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, обеспечивает эмоциональность воздействия.
В нашей работе используются разнообразные методы: наглядные, словесные, практические.
Эффективность коррекционно-логопедической работы зависит от оснащенности занятий наглядным материалом. Используются символика, материал окружающей среды, картинки и т. д.
Словесные методы используются для закрепления нового словаря; при ознакомлении с новым материалом – на начальном этапе (для выяснения, что знают дети) и на завершающем – для проверки усвоенного материала.
К практическим методам, прежде всего, относятся упражнения и игры.
Основная коррекционно-логопедическая работа по формированию глагольной лексики проводится на логопедических занятиях.
Формирование словаря детей, в том числе глагольного, проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др. Хотя словарь глаголов строго не связан с какой-то определенной темой, но это необходимо для организации семантических полей, лексической системы.
Словарная работа проводится совместно с воспитателями на занятиях и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности дошкольников. Наполнение словарного запаса детей глаголами может осуществляться в различных видах деятельности: самообслуживание, ознакомление с окружающим, музыкальные и физкультурные занятия, занятия по формированию элементарных математических представлений, аппликация, сюжетные и театрализованные игры и т. д
Логопед на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексической темой, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.
При изучении каждой темы логопед намечает словарный минимум действий, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.).
Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий. Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п.
Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение их функций, группировка по функциональным признакам, выполнение заданий по классификации действий.
Формирование лексического запаса на занятиях осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым действием;
б) с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этого действия;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.
Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если в работу включены родители. Для пополнения их педагогической грамотности в оказании помощи, с ними проводится специальная работа: проводятся тематические родительские собрания об особенностях развития словаря детей шести лет с ОНР; консультации по вопросам родителей, индивидуальный показ приемов работы с детьми, приглашение на просмотр занятий, домашняя работа с детьми по заданию логопеда.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный.
Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; формирование познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления); накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов.
Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. На данном этапе широко используются сравнение действий, выполнение заданий по классификации действий. Данную работу проводит воспитатель под руководством логопеда.
Примерные упражнения на понимание названий отдельных действий
Детям читаются стихи, загадываются загадки, в которых используются названия действий.
На подготовительном этапе также проводится коррекционно-логопедическая работа по обогащению пассивного словаря детей синонимами и антонимами глаголов. Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами и антонимами является приобщение его к художественной литературе и устному народному творчеству русского народа.
Основная работа в данном направлении принадлежит воспитателю. Он читает художественные произведения, проводит беседы по ним, выделяет и объясняет значения встречающихся глаголов, подбирая к ним антонимы и синонимы.
II этап – основной.
Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Главной задачей данного этапа работы является формирование умения словесно обозначать действия. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове.
Основной этап коррекционно-логопедической работы по формированию глагольной лексики также проводится логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.
На первых порах ребенку может оказывается дозированная помощь: мож­но подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий воп­рос.
Примерные задания на активизацию в речи детей глаголов:
На данном этапе проводится работа по активизации в речи детей антонимов. Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям, к изолированным словам, заканчивают начатое логопедом предложение.
На данном этапе проводится работа по активизации в речи детей синонимичных рядов слов.
В работе с синонимами используются следующие приемы:
1) Уточнение значений входящих в синонимические ряды глаголов.
2) Выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к предложенному слову.
3) Замена группы синонимов одним, но более выразительным и чаще употребляющимся в речи словом.
4) Подбор синонимов к данному слову.
III этап – заключительный.
Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи.
Заключительный этап коррекционно-логопедической работы по формированию глагольного словаря также реализуется на занятиях логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи.
Задания для детей на данном этапе имеют постепенное усложнения. Начиная с составления распространенных предложений с использованием разных глаголов, дети постепенно переходят к составлению рассказов.
2020