НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Мурзина С. С. Интегрированные уроки естественно-научных и технологических предметов как средство развития познавательной активности обучающихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Информационная революция в значительной степени изменила требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. В XXI веке актуальным становится вопрос личностной готовности и способность непрерывного получения образования, формирования компетенции, востребованной на рынке труда. Так как современная среда перенасыщена информацией, очень важно обеспечить переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения, используя механизм популяризации системы естественно-математического и технологического образования.
На мой взгляд, одним из эффективных способов привлечения внимания и интереса обучающихся являются уроки с прикладным характером, включающие в себя практические и лабораторные работы, а также уроки междисциплинарной интеграции.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании.
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимодополнением и взаимопроникновением этих знаний.
Основное свойство интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интегрированные уроки эффективны как при изучении учащимися нового материала, так и при обобщении уже пройденного. На них рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Наверняка, опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока, и как он выглядит сегодня?
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт ученику более широкий взгляд на картину явления. Точка пересечения двух предметов является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как предметы смежные, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык с информатикой.
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Таким образом, активно формируются универсальные учебные действия.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это в каком-то смысле научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.
В моей практике существует опыт проведения интегрированных уроков. Так в рамках методической недели был проведен совместный урок с учителем биологии по теме «Белки». Одновременно эта тема изучается на уроках химии в разделе «Органическая химия» и биологии в разделе «Молекулярный уровень организации жизни». При всей кажущейся несложности этого материала, он требует тщательной проработки, так как элементы этой темы используются при дальнейшем изучении химии и биологии в других разделах. Данный урок способствовал повышению мотивации учения и формированию естественно научного мировоззрения школьников.
Еще один интегрированный урок был проведен совместно с учителем технологии по теме «Пищевые ресурсы». И хоть проведение данного мероприятия потребовало от нас большой подготовки, эффективность его довольна высока. Данный урок послужил мощным стимулятором мыслительной деятельности учащихся. Дети на учебном занятии анализировали, сопоставляли, сравнивали, искали связи между предметами и явлениями.
Данные учебные занятия были проведены в форме урока-лекции с элементами лабораторного практикума, что позволило решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Нестандартная форма уроков вызвала у учащихся большой интерес к учебной деятельности. Дети работали легко и с увлечением усваивали трудный и объемный материал. Были рассмотрены понятия, которые используются в разных предметных областях, продемонстрированы межпредметные связи и их применение при решении разнообразных задач.
Важно и то, что приобретенные знания и навыки на данных уроках будут применяться школьниками не только в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дадут импульс для проявления творчества и интеллектуальных способностей.
Кроме этого, участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает и психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Преимущество интеграции в обучении заключается в создании предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна действовать в социальной и профессиональной сфере. Активная работа учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения, повышения мотивации, целенаправленного действия, организованности и устойчивости целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. А также воспитания школьников, формирования у них творческих способностей, влияния на профессиональное самоопределение.

Использованные источники

1. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
2. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47
3. Лаврентьева А.Т. Интегрированные уроки/А.Т. Лаврентьева// электронный ресурс http://lavrenteva.at.ua/integracija
4. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. – С. 165-173.
2022