Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Филлер А. А. Патриотическое воспитание школьников в системе внеурочной деятельности образовательных организаций

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Особенности развития России в последние десятилетия привели к тому, что возникла реальная необходимость качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения. Молодые граждане должны быть способны к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой деятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, им необходимо обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда.
Поэтому важной задачей является формирование патриота своей страны, знающего права и обязанности, обладающего определенными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [1]. Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение: разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015», приоритетом которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству [2]. В связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи возрастает роль и значение внеурочной работы. Проблема патриотического воспитания приобретает особую важность вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия [3]. На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Потенциал внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Внеурочная работа носит воспитательный, развивающий, обучающий потенциал. Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на которых реализуется опыт коллективного взаимодействия. Субъектами взаимодействия являются педагог, обучающийся, родители, органы ученического самоуправления, общественные организации. Внеклассные мероприятия призваны обеспечить развитие у школьников нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества [5]. Внеурочная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
2. Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
3. Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
4. Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
5. Профессионально-деятельное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
6. Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных 52 «Образование. Карьера. Общество» № 3 (39) 2013 г. патриотическое воспитание задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в училище, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.
7. Физкультурно-спортивное — пропаганда здорового образа жизни. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Таким образом, внеурочная работа по патриотическому воспитанию — это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся после занятий, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. Больший процент учащихся — это юноши, которые в дальнейшем идут служить в ряды Российской армии.
Так как идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности (в идеологической, политической, экономической, культурной), то патриотическое воспитание в МАОУ СОШ №66 является одним из главных направлений воспитательной работы во внеурочной деятельности. В МАОУ СОШ №66 создана организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности обучающихся, Сегодня я с удовлетворением могу сказать, что у нас сохранены лучшие и созданы новые традиции, способствующие воспитанию гражданина своего Отечества. Самое главное приобретение человека — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формирует педагогический коллектив школы у обучающихся в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества являются основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях на внеклассных мероприятиях, наставники подчеркивают их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу учащихся [4].
Обновление содержания и форм патриотического воспитания во внеурочной деятельности МАОУ СОШ №66 достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: – формирование нравственно-устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; – уважение к семье, родителям, семейным традициям; – формирование социальной активности, направленной на служение интересам Отечества; – воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; – формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Культурно-историческое направление, предполагающее: – воспитание потребности в освоении и сохранении национальной культуры; – формирование чувства национальной гордости, национального самосознания; – воспитание любви к малой родине — Краснодарскому краю, родному поселку, селу; – формирование бережного отношения к природе. Гражданско-правовое направление, ориентированное: – на изучение государственной системы Российской Федерации, изучение Конституции РФ, гимна, государственной символики, символики Краснодарского края, прав и обязанностей гражданина России; – усвоение обучающимися своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, изучение Декларации о правах человека; – развитие реально действующего студенческого самоуправления. Военно-патриотическое направление: – изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов земляков в годы Великой Отечественной войны; – сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.
Формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию: – тематические классные часы; – театральные и кинопросмотры; – экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами; – дискуссии по нравственной тематике; – поисковая работа, создание музея; – волонтерская работа; – праздничные поздравления ветеранов, служащих Российской армии. В нашем образовательном учреждении накоплен определенный опыт патриотического воспитания обучающихся. Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию представлена достаточно широко: это и открытые классные часы, и традиционные внутришкольные мероприятия: такие как конкурсы песни и строя, уроки мужества, военизированные эстафеты, вечера при свечах, экскурсии в школьный музей. Проводится недели добра, дни здоровья, месячники оборонно-спортивной работы и многие другие мероприятия. Уже видны результаты патриотического воспитания: – улучшается ряд социальных характеристик обучающихся; – формируется позитивное отношение к воинской службе; – изменяются в лучшую сторону показатели социального самочувствия молодежи; – наблюдается качественный и количественный рост различных форм и методов патриотического воспитания обучающихся; – повышается интерес обучающихся к историческому прошлому Краснодарского края и России; – снижается количество правонарушений обучающихся. Мы помним слова выдающегося отечественного историка и патриота Родины Н. М. Карамзина, который учил: «… патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».
Список литературы:
1. Варанкина И. И. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5–11 классы / Е.А. Воронова.— Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 288с.
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015: Государственная программа // Официальные документы в образовании.— 2001.— № 9.— С. 2–10.
3. Постановление Правительства о национальной доктрине образования в РФ // Российская газета.— 2000.— № 196.— С. 4.
4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад.— М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.— 528с.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании.— М.: Политиздат,1991.— 560с.
2020