НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шипицына А.П. LEGO-конструирование в развитии технического творчества дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель

Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Во главу образования ставится личность и её потенциальные возможности. Современный ребенок стремится познавать окружающую среду, он интересуется всем неизвестным, устройством мира, прошлым и будущем. Он много спрашивает, рассуждает, высказывает свои догадки, думает и предлагает свои способы решения сложившихся проблемных ситуаций. Современные исследования подчеркивают, что познавательный интерес - это преобладающий показатель развития способностей детей в дошкольном возрасте.
Потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.
В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию творческих способностей.
Кроме этого, использование образовательных конструкторов развивает коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе деятельности. Конструирование привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как оно связано с «открытием нового знания» и творческого потенциала детей.
Основной фактор развития технического творчества путем использования LEGO - это конструирование, при помощи которого дети учатся выбирать подходящие детали, создавать модели, у них обогащаются понятия об окружающем мире.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра - он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.[1,стр.4]
Воспитательная и развивающая деятельность с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, поскольку объемное конструирование гораздо сложнее выкладывания моделей на плоскости. Ребенок при этом уделяет внимание не только общему виду создаваемой конструкции, но и каждой ее детали.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятия в группе комплекты LEGO,тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.[3,стр.103]
Наряду с этим, дети знакомятся с пространственными показателями: симметричность и асимметричность.
Дошкольники в процессе этой деятельности развивают математические способности, когда пересчитывают детали, крепления на пластине или блоке, когда вычисляют нужное количество деталей и их длину.
Также, лего-конструирование положительно влияет на развитие речи: дети задают вопросы о разных объектах и явлениях и пытаются найти на них ответы, подтвердить свои догадки путем практической деятельности через программирование и конструирование. Так подтверждается актуальность использования лего-технологий в образовательном пространстве ДОО в контексте деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Одна из главных целей лего-конструирования - научить детей работать вместе и эффективно. Ведь сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, а также интерактивное взаимодействие востребовано как никогда раньше.
Важно организовать условия, в которых участники могли бы совместно решать проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на ошибках.
Перед началом занятия мы обсуждаем то, что именно сейчас будет моделироваться, какое значение имеет та или другая конструкция, может ли она быть помощником человека.
Конструктивная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, но эта связь имеет особенности. Если в процессе конструирования воспитатель предлагает точности изображения, сходства с навстоящими предметами, помогает осваивать что-то новое, сложное, планировать свою деятельность, комбинировать детали, сравнивать, делать умозаключения и т.д., то в сюжетно-ролевой игре на первый план выдвигается сюжет игры. Постройка должна соответствовать ее развитию; поэтому она может быть условной, а строительный материал помогает развертыванию игры.[2,стр.81]
У дошкольников при этом происходит развитие социальных навыков: инициативность, самостоятельность, взаимопонимание, которые так необходимы при взаимодействии с другими детьми.
Так же одним из важных направлений развития конструктивных способностей дошкольников в ДОУ является формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может быть достигнута в лего-конструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей, когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и бумага, карандаши, картон, пластилин а также другие материалы. В данном случае мы используем метод проектов.Этот способ взаимодействия с детьми актуален и эффективен, так как он основывается на интересах дошкольников, предполагает их самостоятельную активность. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Они конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.
Конструктор LEGO помогает нашим ребятам воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Дошкольники увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Взаимодействие с родителями также важно в развитии технического творчества. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Мы организуем совместные проекты с родителями, открытые занятия для родителей, семейные фестивали с родителями. Это помогает дошкольнику становился более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Выводы
Итак, лего-конструирование и образовательная робототехника - это прекрасная возможность для внедрения информационных технологий в образовательный процесс в ДОУ. Это поможет дошкольнику овладеть элементами компьютерной грамотности, навыками и умениями работы с современными техническими средствами.
С помощью лего-технологии у дошкольников развиваются способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения. Из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Список литературы

1.Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду.-М.:ТЦ Сфера,2012.-144с.(Новый детский сад с любовью).
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн.-М.:ТЦ Сфера, 2016. -240с.- (Образовательные программы ДОО).
3.Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.:ДМК Пресс, 2016.- 254 с.: ил.
2019