НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Тренина Л.И. Проект по теме «Роль экологического окна в формировании познавательных интересов детей»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


АКТУАЛЬНОСТЬ.
Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть всё для жизни. Можно брать, но не разорять.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Самоценность дошкольного детства очевидна. Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, форматируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры в условиях ФГОС.
ЗАДАЧИ. Дать детям основы экологических знаний в системе, т.е. не просто формировать представления о флоре и фауне, но и показать их взаимосвязь.
·                      Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
·                      устанавливать взаимосвязь в природе, формировать обобщенные понятия;
·                      Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
·                      Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
·                      Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
ПАСПОРТ ПОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5й года жизни.
Направленность. Развитие детей, в рамках которого проводится работа по проекту – интеграция разных видов детской деятельности (познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная, коммуникативная).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
ВИД ПРОЕКТА: поисково-творческий, групповой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ: НОД, игры, самостоятельная деятельность детей, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, экспериментальная лаборатория, развлечения, труд в цветнике и на огороде, папки-передвижки и консультации для родителей.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
·          Знания о животном и растительном мире (включая человека), разнообразие почвы, свойств песка, глины, камней.
·          Понимание элементарных взаимосвязей в природе.
·          Умение делать простейшие выводы и умозаключения.
·          Понимание положительного и отрицательного влияния человека на природу. Бережное отношение к природе.
·          Владение навыками продуктивной деятельности.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Дидактическая игра-пособие «Времена года», выставка, сборник методических разработок, фотоматериал.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: передача опыта по теме проекта в детских садах района.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА: Усложнение этапов проекта, проведение их с детьми в старшем возрасте, создать условия для выполнения системы заданий во время экскурсий по экологической тропе (тропа здоровья).

МОНИТОРИНГ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

1.       Времена года.
·                      Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?
·                      Когда так бывает, что дети катаются на санках?
·                      Летом тепло или холодно?
·                      Откуда появляются лужи?
·                      Зачем нужен дождь?
2.       Растения.
·                      Что это (показывает снег) на дереве? Когда такое дерево бывает?
·                      А летом, каким бывает дерево?
·                      Покажи и назови дерево (береза, ель, рябина), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.)
·                      Покажи ствол дерева, ветки.
·                      Как надо ухаживать за растениями?
·                      Какую пользу приносят?
3.       Домашние животные.
·                      Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
·                      Где живут эти животные?
·                      Чем питаются?
·                      Какую пользу приносят?
·                      Как человек заботится о домашних животных?
4.       Дикие животные.
·                      Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это заяц (еж, лиса, медведь, волк)?
·                      Чем питаются?
·                      Где живут эти животные?
·                      Какую пользу приносят?
·                      Как человек заботится о диких животных?
5.       Птицы.
·                      Покажи и назови птиц, которых ты знаешь. Как ты узнал?
·                      Чем питаются?
·                      Где живут птицы?
·                      Какую пользу приносят?
·                      Назови перелетных и зимующих птиц.
·                      Куда улетают перелетные птицы и почему?
·                      Какую пользу приносят?
·                      Как человек заботится о птицах?
6.       Насекомые.
·                      Найди и назови насекомых?
·                      Чем питаются?
·                      Где живут?
·                      Что будет, если насекомые исчезнут?
При написании проекта следовала следующим ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ.
·          Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Так, школьные методы экологического образования не могут быть механически перенесены в дошкольные учреждения, хотя иногда это и происходит. Воспитатель не должен забывать о том, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника игра, в то время как в начальных классах таковой становится учебная деятельность.
·          Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Все эти запреты часто оформляются в виде природоохранных знаков, иллюстрирующих то, чего нельзя делать по отношению к природе. Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что же можно? Нам представляется необходимым одновременное использование в работе с дошкольниками трех видов знаков: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (нужно поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.). Во многих детских садах, например, создаются знаки, показывающие, что в природе нельзя разводить костры. Но реальность такова, что человеку иногда приходится это делать. К тому же и на отдыхе всегда приятно отдохнуть у огня. Вопрос в том, где именно разводить костер и как его потом погасить. Если мы показываем ребенку запретный знак с изображением огня, то должны объяснить, что костры можно разводить только в специально отведенных для этого местах, на участках, безопасных с точки зрения возникновения пожара (например, на песчаном берегу реки) и т.п.
·          Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска. Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает разработанную систему постепенно усложняющихся задач.
·          Принцип системности. Как уже отмечалось, наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.
·          Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Принцип наглядности учитывается и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде.
·          Принцип гуманности проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения. Когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Такая модель способствует развитию личности ребенка, его готовности, а не просто подготовки к школе.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно. В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Подобраны игрушки и картинки. Для более глубокого изучения этой темы изготовлены мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Сделана подборка стихов, загадок, потешек, сказок.
Для повышения качества экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности следует на практике комплексное использование группы методов.
ГРУППЫ МЕТОДОВ.
·          Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости». В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» сделано своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире
·          Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.
Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
·          Наблюдение - метод чувственного познания природы. Он обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
Организация и проведение наблюдений в разных возрастных группах.
При организации и проведении наблюдения в детском саду необходимо учитывать следующее:
1. На организацию обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.
2. Продумать приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
3. Продумать приемы побуждения животного к разным способам поведения.
4. Продумать характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
5. Включенность обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
6. Возможность использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
8. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним.
9. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Практика показывает, что в воспитании экологической культуры дошкольников зачастую недостаточно используется краеведческий природный материал. Часто воспитание целостного отношения к природе, формирование представлений дошкольников о единстве человека и природы проводится воспитателями на основе общих сведений о растительном и животном мире. При этом природные особенности своей местности не учитываются, т. е. речь идет о необходимости формирования у дошкольников экологической культуры средствами освоения природы родного края. Пермская область богата уникальными объектами природы, истории и культуры. Необходимо обратить особое внимание на этот материал при планировании организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы. Я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми,. С детьми выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.
Не маловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа». В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как «строительство» проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своѐобразия. Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы - первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта - специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. В детских садах экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Педагоги сада разрабатывают практические познавательно-исследовательские экскурсии-путешествия по экологической тропе для всех возрастных групп детей в разные времена года. Содержание экскурсий носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого-педагогической деятельности. Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Таким образом, в содержании экскурсий–путешествий заложена и успешно реализуется межпредметная модель экологического образования детей. Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропа - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств, для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.
Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, затем все наши любимые места мы выделили, нарисовали этикетки к каждому объекту (муравейник, поляна одуванчиков, клумба с цветами, березки-подружки, любимый огород), это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное
·             Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами художественных картин, музыкальных и литературных произведений, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников.
Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.
·             Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней.
Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.
Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.
Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на родительских собраниях. Подбирали сказки такие, чтобы задействованы были все дети, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка, а уж дети старались показать свои способности и все были довольны.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-мастером они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии. Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, позволяет ему постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой - замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность - одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.
Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.
Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент экологического воспитания закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься быстрее, чем стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах, так как такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие.
На что следует особо обратить внимание? Прежде всего - на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя "взрослым", а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер, вести себя как член команды).
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями
1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
·             данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада;
·             информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
·             правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
·             выращивание экологически безопасного урожая;
·             комнатные, лекарственные, пищевые растения;
·             развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада.
2. Совместная деятельность с детьми:
·          Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
·          участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
·          совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за огородом;
·          сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы;
·          выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
·          помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;
·          природоохранные акции (уборка территории детского сада, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).
В начале учебного года проводилось анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выявить уровень экологического развития и детей и взрослых, так как уровень знаний детей во многом зависит от того, насколько родители осведомлены в данном вопросе. Также родителям было предложено обдумать несколько вопросов, на которые они должны были рассуждать на родительском собрании. На самом собрании присутствовали практически все родители (25 из 28 семей). Первая часть собрания проходила очень оживленно. Все участники настолько зарядились энергией во время подготовки, что каждый хотел выступить, высказать свое мнение. Во второй части было выступление детей. Все маленькие участники были настолько артистичные, веселые и счастливые от того что, они делают. После окончания мероприятия родители благодарили за подаренный праздник, просили, как можно чаще проводить подобные мероприятия.
В нашем детском саду постоянно ведется работа, направленная на привлечение родителей к жизни детского сада. Сами дети своим интересом, увлеченностью привлекают и родителей, активируют деятельность своих пап и мам. Так, весной многие родители активно участвовали в организации огорода и цветников. Одни помогали вскапывать грядки для посадки овощей, другие приносили семена, рассаду. Дети очень гордились тем, что их родители приняли участие. Радости и восхищению детей не было конца. С каким удовольствием они собирали огурцы, редис, свеклу, зелень. Для них это было настоящим достижением. Праздник урожая совместно с родителями стал продолжением активного участия их в экологическом воспитании.
Видя ответную реакцию родителей, детей на проделанную работу, появляется желание работать в этом направлении и дальше. Мои наблюдения показывают, что экологическое просвещение родителей благотворно влияет на улучшение качества знаний детей. А ведь это тот самый результат, к которому мы стремимся в своей педагогической деятельности.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.







2019