Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ласобык Е.В. Реализация дифференцированного подхода в развитии фонетически правильного письма у учащихся с нарушением интеллекта

Библиографическое описание:

Ласобык Е.В. Реализация дифференцированного подхода в развитии фонетически правильного письма у учащихся с нарушением интеллекта // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

(продолжение, начало в выпуске №5 (67) 2023)

Непосредственное обучение фонетически правильному письму в СКШИ приходится на среднее звено. В 5 классе были изучены основные темы обучения фонетически правильному письму.

1. Звуки гласные и согласные. Использовались упражнения на развитие фонематического слуха. Выделялись гласные и согласные. Учащиеся закрепляли знания изображения звуков условно–графически, упражнялись в выделении гласных.

2. Звонкие и глухие согласные (б-р, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Развивалось фонематическое восприятие. Учащиеся упражнялись в узнавании на слух звонких и глухих согласных. Уточнялось их произношение.

3. Артикуляционно сходные звуки [р] - [л]. Уточнялось произношение. Дети практически овладевали написанием слов, в состав

которых входят звуки, сходные по артикуляции, а также упражнялись в анализе слов по их звукобуквенному составу.

4. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных последующими гласными е, ё, и, ю, я. Развивалось фонематическое восприятие. Обучающиеся на слух определяли разницу в звучании твёрдых и мягких согласных, обозначали на письме мягкость согласных буквами я, е, ё, ю, и. Уточнялось произношение твёрдых и мягких согласных.

5. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине и в конце слова. Развивалось фонематическое восприятие. Дети учились различать на слух и в произношении и твёрдые, и мягкие согласные. Отрабатывалось умение обозначать мягкость согласных в середине и на конце слов мягким знаком. Устанавливалось расхождение между звуковым и буквенным составом слов с твёрдыми и мягкими согласными.

6. Слова со стечением согласных. Развивалось фонематическое восприятие. Учащиеся учились различать на слух звуки. Уточнялся звуковой состав слова. Использовались упражнения в преобразовании слов, изменении грамматической формы слов (мосты – мост).

7. Ударные и безударные гласные. Развивалось слуховое восприятие. Выделялись на слух ударные и безударные слоги. Учащиеся упражнялись в постановке ударения с помощью учителя.

(Схемы уроков в приложении 1).

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы».
Целью изучения данной темы было закрепление знаний о гласных, согласных звуков и букв, дифференциация гласных и согласных, совершенствование фонематического слуха.

Тема: «Парные согласные».
При изучении данной темы проводилась профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи. Целью изучения темы было закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных, дифференциация звонких и глухих согласных, совершенствование фонематического слуха.

Тема: «Твердые и мягкие согласные».
Цель данной темы – закрепления написания слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Тема: «Слова со стечением согласных».
При изучении этой темы учитывалось, что написание предполагаемых слов соответствует произношению, поэтому для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие. Учебная задача включала: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух звуки уточнять звукобуквенный состав слова; формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.

Тема: «Ударные и безударные гласные».
Цель данной темы – развитие умения дифференцировать ударные и безударные гласные, отработка навыков правописания слов с безударными гласными в корне.

Следует отметить: дифференцированный подход к развитию навыка фонетически правильного письма у учащихся с нарушением интеллекта действительно эффективен и должен быть использован при изучении каждой темы на уроках русского языка в специальной коррекционной школе. Коррекционно-развивающие возможности дифференцированного подхода позволили создать оптимальные условия для развития мышления (осуществлять анализ, сопоставлять, обобщать, классифицировать и т.д.), речи, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, фонематического слуха, что в совокупности подчеркивает эффективность дифференцированного подхода при обучении учащихся с УО (ИН).

Библиографический список

1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках и стихах. М.: АСТ, 1996. 464 с.

2. Воронкова В.В. Дифференцированный подход при обучении учащихся вспомогательной школы: диссертация канд. пед. наук. М., 1971.

3. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

4. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы: Кн. Для учителя – 2-е изд., доп/ Под ред. А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской. М.: Просвещение, 1991.

5. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для учителей специальных (коррекционных) школ. Под ред. В.И.Селиверстова. М.: Просвещение, 2011.

6. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ Под ред. А.К. Аксеновой. М.: ВЛАДОС, 2012.

7. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: учебное пособие/ Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов н/Д: Феникс, 2016.

8. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - 5-е издание / Под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. М.: Просвещение, 2005.

9. Русский язык 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ / Под ред. Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, М.: Просвещение, 2021.

10. Учимся, играя: учебное пособие / Под ред. В.В. Волиной. М.: Новая школа, 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схемы уроков:

«Дифференциация гласных и согласных звуков и букв»

1. Речевая зарядка с использованием красных кружков для обозначения гласных звуков, синих кружков – для обозначения согласных звуков. Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука). При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

4. Дидактическая игра «Кто больше?» Класс делится на группы по результатам работы на уроке. По жребию представитель группы вытягивает конверт, в котором находится буква. Ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данной буквы. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

5. Выполнение звукобуквенного анализа словарного слова «пассажир» у доски с помощью учителя.

«Согласные. Звонкие и глухие»

1. Проведение речевой разминки, способствующей исправлению недостатков фонематического слуха. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

2. Первая группа выполняет задание: правильно выберите согласные в корне. Ненужные зачеркните.

Иван, Иван,

Вырывай бурьян,

Чтоб росла морков/фка –

Красная голов/фка,

Чтобы рядом с ред/тькою,

Слад/ткою да креб/пкою,

Вырастал огурец –

Длинноусый молодец.

Вторая группа выполняет упражнение: прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в корне слов. Устно подберите к словам с пропущенной согласной проверочные слова.

Вместо утренней заря…ки

И пробе…ки с ветерком

Мы весной вскопали гря…ки

И посеяли ря…ком

Семена морко…ки, перца,

Свеклы и фасоли.

«Парные согласные»

1.Первая группа выполняет задание с опорой на наглядность «Закончи фразу» (с опорой на наглядность: картинки, слова, демонстрация действий).

В конце предложения ставится… (точка),

Растет прекрасная у папы… (дочка);

Б в начале слова… (бочка),

Весной распустилась… (почка).

Вторая группа выполняет упражнение на списывание слов с пропущенными парными согласными (с-ш).

по-уда

ма-ина

кув-ин

ма-ло

2. Закрепление пройденного материала путем проведения дидактической игры «В гости».

«Дифференциация звуков [р] -[л]»

1. Проведение словарного диктанта:

Играет, мелет, плавает, работает, ленится, красит, белит и т.п.

2. По результатам словарных диктантов класс разделен на две группы. Первая группа выполняет задание на нахождение места звука[л]

в словах:

лом

лук

мел

волк

слон

лодка

Далее, первая группа приступает к выполнению задания на нахождение места звука [р]:

арбуз

карман

карта

мотор

дырка

товар

Вторая группа выполняет упражнение на прослушивание и списывание слов, приведенных ниже, подчеркивая букву л одной чертой, букву р - двумя чертами:

лупа

рожь

лыжи

сурок

«Дифференциация твердых и мягких звуков. Обозначение мягкости согласного последующими гласными я, е, ю, и»

1. Первая группа выполняет задание: найдите в словах согласные, стоящие в начале и в середине слова, которые читаются мягко. Чем обозначена мягкость этих согласных?

Лева

Леня

овес

Степа

клен

ковер

Вторая группа выполняет упражнение: найдите в словах согласные, стоящие в начале, в середине и в конце слова, которые читаются мягко.

Люба

люди

изюм

блюдо

клюква

брюква

слюда

шлюпка

2. Дидактическая игра с проведением звукобуквенного анализа. Учитель загадывает загадку. Вызванный к доске ученик отгадывает загадку, записывает отгадку на доске и выполняет звукобуквенный анализ отгаданного слова на доске.

Например, Белый камушек растаял –

На доске следы оставил.

«Дифференциация гласных и согласных звуков и букв»

1. Дидактическая игра «Кто больше?» Класс делится на группы по результатам работы на уроке. По жребию представитель группы вытягивает конверт, в котором находится буква. Ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данной буквы. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

2. Выполнение звукобуквенного анализа словарного слова «пассажир» у доски с помощью учителя.

«Безударные гласные в корне слов»

1. Первая группа выполняет задание: вставьте безударную гласную в корень слова:

дом – д…ма;

стол – ст…лы;

окна - …кно;

нес – н…сет.

Вторая группа выполняет упражнение: запишите имена существительные, изменив их число. Вставьте безударную гласную.

м...ря – мОре;

м…чи - ______;

гр…бы - _____;

ст…лы - _____;

2. Дидактическая игра «Волшебная яблоня». Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.

«На плакате нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько учеников в классе. На доске написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной. Учитель говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове». Ученик выходит к доске, читает свое слово, говорит, какая буква пропущена, берет яблоко, на котором написана эта буква, и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора.

Примерный материал: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, грачи.
2023