НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Тимофеева Ю.В. Интеграционное экологическое воспитание обучающихся в процессе преподавания математических и общих естественнонаучных дисциплин

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Аннотация
В настоящее время развитие экологического образования и воспитания становится актуальной задачей. Одной из особенностей преподавания является необходимость органичного слияния в мышлении естественных наук, экологии и соответствующих практико – ориентированных методик, активных и интерактивных методов обучения.
Современная научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем, к решению которых необходимо привлекать подрастающее поколение, которым придется думать о последствиях своей деятельности, приносящей невосполнимый ущерб природе, а значит – и жизни на Земле.
Ключевые слова: практико – ориентированные методики, интеграция естественнонаучных дисциплин, научно – практическая конференция, активные и интерактивные методы обучения, экологическое образование и воспитание.
Техногенные катастрофы и нарастающий ком экологических проблем стали реальностью нашей жизни. Поэтому именно на занятиях естественнонаучного цикла обучающиеся получают реальное представление об окружающем мире, а, следовательно, именно на этих занятиях и должно формироваться их осознанное, бережное отношение к окружающей среде.
Обучение дисциплинам естественнонаучного цикла дает обучающимся не только знания по программному материалу, но и также способствует формированию разносторонне развитой личности, способной не только осознавать ужасы экологических проблем, но также занимать активную жизненную позицию по этому вопросу.
В Пластовском технологическом филиале ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» была проведена научно – экологическая конференция, посвященная интеграции дисциплин цикла в контексте экологического образования и воспитания обучающихся.
Мероприятие было проведено в рамках недели ЦК, отличительной особенностью которого является высокий уровень организации, большая подготовительная работа и эмоциональный подъем обучающихся. Проведение мероприятия потребовало огромной подготовки, как преподавателей, так и обучающихся, были разработаны учебно – исследовательский проекты, в которых были рассмотрены разноплановые экологические аспекты, касающиеся района, города и учебного заведения.
Экологическое образование и воспитание обучающихся, прежде всего, связано с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений, их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, а главное - применять практические знания в области естественных наук, которые являются основой для овладения профессиональными компетенциями конкурентноспособного и востребованного специалиста.
Проблемой включения экологических знаний в дисциплины цикла занимались все преподаватели ЦК МиЕД, где показали важность экологического образования и воспитания и доказали, что роль интеграционного взаимодействия в изучении основ экологии велика, разработали принципы отбора экологического материала:
- принцип научности: требует, чтобы все вопросы экологии включались в содержание учебной дисциплины без искажения;
- принцип краеведения: предполагает систематическое обращение в процессе преподавания, во внеаудиторной самостоятельной работе, в ходе научных исследований.
Важную роль в этом играют экологические проекты, конкурсы, творческие задания, которые обучающиеся готовят самостоятельно, где преподаватель играет роль тьютора, направляющего и помогающего по необходимости.
Наиболее адаптированной формой корректировки экологического курса и проверки его эффективности являются научно – экологические конференции
Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, ини­циативы последних. Конференция, как правило, проводится с не­сколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепле­ние и совершенствование знаний. Обычно конференции в учеб­ном процессе применятся редко, однако следует помнить о боль­ших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление.
При подготовке и в процессе проведения конференции ак­цент делают на всемерное развитие самостоятельности студен­тов, подготовку их к самообразованию. Этого достигают двойной целенаправленностью учебно-познавательной деятельности сту­дентов:
а) самостоятельным добыванием новых знаний из разных ис­точников;
б) самостоятельным применением уже имеющихся знаний в новых условиях учебной деятельности.
Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему.
Главное в конференции — свободное, откровенное обсужде­ние проблемных вопросов. При проведении конференции от преподавателя требуется максимальная концентрация всех его знаний и умений. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к мероприятию подобного уровня, которые определяются социальным заказом, личными потребностями обучающихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди требований, которым должно отвечать качественное современное учебное мероприятие, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение конференции на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса.
2. Реализация мероприятия в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Осознанная интеграция дисциплин цикла.
5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
6. Эффективное использование педагогических средств.
7. Формирование общих и профессиональных компетенций.
8. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование открытого мероприятия.
Научно – экологическая конференция должна соответствовать триединой цели: обучить, развить, воспитать. С учетом этого требования конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих целях.
В подготовке педагога и обучающегося к конференции выделяются два этапа: предварительный и непосредственный.
Предварительная подготовка преподавателя состоит в изучении специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с учебным планом, для того, чтобы определить место конференции в системе учебных занятий.
Подготовка обучающихся включает: ознакомление с планом изучения программного материала, изучение научно – популярной литературы по проблемам конференции, подготовка мультимедийной презентации, так как при проведении конференции особенно важными являются наглядные методы подачи материала.
Мероприятие было проведено в рамках недели ЦК, отличительной особенностью которого является высокий уровень организации, большая подготовительная работа и эмоциональный подъем обучающихся. Проведение мероприятия потребовало огромной подготовки, как преподавателей, так и обучающихся, были разработаны учебно – исследовательский проекты, в которых были рассмотрены разноплановые экологические аспекты, касающиеся района, города и учебного заведения. Готовили и проводили конференцию студенты 1 и 2 курса, а всех остальных обучающиеся были приглашены в качестве участников.
Девизом конференции стало изречение: “Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека”, согласно которому выступили четыре группы исследователей, которые представили свои проекты, рис.1 а, б, в, г
а  б  в г

Рис. 1, а, б, в, г Представление докладов обучающимися

- ТЭО - 15 «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду города Пласт», руководитель – Ю.В. Тимофеева;
- ЗИО - 16 «План рекультивации Светлинского карьера АО ЮГК», руководитель - Г.Я. Образцова;
- ТЭО – 15 «Изучение экологического состояния помещений учебного корпуса, ул. Володарского, 2», Н.А. Волоха;
- ОПИ – 16 и ЗИО – 16 «Математика и экология», руководитель – Казачкова Н.В.
Все присутствующие с интересом выслушали выступавших исследователей и сделали вывод: каждый человек в ответе перед будущим за состояние земной природы, рис.2

Рис.2 Проведение конференции

Участники выработали единую позицию в понимании основных направлений реализации задач развития и совершенствования системы экологического образования и просвещения. Участники конференции считают, что проведение конференции позволило выявить основные проблемы экологического образования и воспитания, и обозначить пути их решения, объединить заинтересованные лица, создать площадку для обмена опытом.

Использованные источники

1.       Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда, 2009.
2.       Электронное учебное издание “Экология” Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
2018