Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Соколова А.А. Коррекция интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, при которой чаще всего у дошкольников встречаются просодические нарушения речи (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович) [2].
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [4].
Современные лингвисты рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт разнообразие информации и своё эмоциональное состояние [3].
Любое высказывание может быть оформлено, как единое целое. Оформить высказывание помогают средства просодики – интонация тембр, мелодика, пауза, ударение, ритм, речевое дыхание, темп и др [1].
Как показал анализ приведенных выше сведений, далее логично остановиться на практической части статьи.
Целью исследования было рассмотреть особенности нарушения просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией в ЛНР.
Следует отметить, что интонационная выразительность речи – это главный компонент просодии. Интонация содержит в себе ряд акустических компонентов: тон голоса, его окраска, насыщенность, либо силу звучания голоса, мелодику, паузы, логическое ударение, скорость речи. Данные акустические свойства интонационной выразительности речи находятся в зависимости от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, с разной быстроты замены артикуляций, и эмоционального тонуса.
При изучении коррекции речи основной акцент делается на вопросы, касающиеся последовательности овладения ребенком системой родного языка, и механизмы, лежащие в основе формирования языковой специфичности. Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.
В работах Е.М. Мастюковой, посвященных изучению речи детей со стертой дизартрией, отмечаются нарушение у них темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений. В исследовании Л.И. Беляковой, И.З. Романчук, посвященном изучению особенностей нарушения интонационной выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 5-6 лет у них выражены стойкие нарушения интонации.
Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка.
Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.
Таким образом, коррекция интонационной выразительности речи невозможно себе представить без воспитания правильного речевого дыхания, темповой организации, ритмических структур и интонационной выразительности речи.

Библиографический список

1.       Артемов Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ, 2008. – 90 с.
2.       Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 343с.
3.       Бабина Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. – СПб.: Просвещение, 2003. – 104 с.
4.       Винарская Е.М. Дизартрия / Е.М. Винарская. – М.: Астрель, 2005. – 141 с.

2019