Актуальные вопросы начального общего образования

Санжаровская О.М. Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства

Библиографическое описание:
Санжаровская О.М. Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась. Почему сегодня оценка качества образования становится столь проблемной?

Вся проблема в том, что существующая система оценки и контроля работы учащихся в школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым типам обучения, передовым технологиям требуют перехода к новым, более объективным и стимулирующим формам контроля и оценки.

Федеральный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

И сейчас мы коснулись довольно острой для нашего образования проблемы: ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Оцениванию в документах ФГОС уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах:

- итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями;

- формирующее (нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения).

Внимание! Как формирующее, так и суммирующее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

Формирующая оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.

Что же надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?

1. В первую очередь перейти от традиционной формы работы к исследовательской, от традиционных письменных работ к проектам, творческим работам, исследовательским работам, тестам.

2. Конечно, наверно каждый из Вас встречался с такими ситуациями:

Ученики выполнили проверочную работу. Одному учитель поставили «4», а другому притом же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», жалуется маме на придирчивого учителя. Ученики и родители обижаются на учителей за «неправильно» выставленную отметку, а учителя - на «плохо подготовленных» учеников. Причина таких ситуаций понятна всем: неявные критерии оценивания. Таким образом, необходимо осуществить переход от неявных критериев оценивания к четким и прозрачным критериям

3. Перейти от процесса оценивания учителем к оцениванию при участии учащихся. Для успешного формирующего оценивания учащиеся должны научиться: соотносить успешность выполнения работы (на любом этапе деятельности) с планируемыми результатами определять то, что надо улучшить, изменить сразу, во время работы, т.е. уметь оценивать.

4. Осуществить переход от конкуренции к сотрудничеству, сотворчеству. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни, поэтому очень важно чтобы взаимодействие учителя с учащимися в школе имело форму сотрудничества и содружества.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Итак, новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.

Библиографический список

1. Белова О.В. Комплексный подход к оценке образовательных достижений младших школьников. СПб.: Речь, 2003. 154 с.

2. Крившенко Л.П, Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. Москва: проспект, 2017. 240 с.
2024