Библиографическое описание:
Вышлова Н.Н. Работа по речевому развитию с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Общаясь с детьми, наблюдая за ними, проанализировав результаты диагностики по речевому развитию, мы сделали вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:
· при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и признаков;
· при самостоятельном пересказе текста;
· не могут удерживать в памяти эту последовательность;
· четко и последовательно изложить мысль;
· выучить наизусть стихотворение.
Речь у детей односложная, состоящая лишь из простых предложений, им тяжело грамматически правильно построить распространенное предложение, причиной могут служить:
• Бедный словарный запас.
• Несформированность грамматического строя речи.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Поэтому передо нами встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Принятие ФГОС ДО требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для развитие связной речи используются такие технологии как:
· Здоровьесберегающие технологии
(пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, саммомассаж, су-джоку, сказкотерапия и др.).
· Триз –технологии
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
· Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
· Технология проектной деятельности- актуальна т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное - создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для современных детей.
· Игровые технологии (театрализованная деятельность, дидактические игры, словесно-речевые игры)
· Дидактический Синквейн
Техника развития образной речи посредством создания нерифмованного пятистрочного стихотворения со строгой формой. Письменное выражение мыслей в творческой форме.
Использование этих технологий позволило нам улучшить связную речь детей.
Но изучив теоретические исследования педагогов: Логиновой В. И., Ушаковой О.С., Никитиной Э. В., мы пришли к выводу, что лучшим средством обогащения детской речи образными выражениями является природоведческая литература.
Литература экологической направленности помогает взрослому объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Такая литература, по мнению М. Костюченко, «обогащает речь детей, делает эмоции насыщенными, дает дошкольникам образцы русского литературного языка». Образный язык произведений и иллюстрации художников к ним способствуют развитию у детей эстетического восприятия, обогащают речь выразительными средствами. При слушании произведений экологической направленности дети активно обогащают словарь, воспитывают художественный вкус, поэтический слух, учатся выстраивать собственные речевые высказывания, обогащают свою речь новыми терминами, средствами выразительности языка. Литература экологической направленности способна обращать внимание старшего дошкольника не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. При этом усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты, ритм, рифма, стиль и пр.). Этому способствует механизм понимания содержательной стороны связного текста экологической направленности, отличающегося наглядностью, который в старшем дошкольном возрасте уже вполне сформирован.
Общение с природой способствует, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Для успешной работы, нами были отобраны произведения природоведческой литературы с учетом программы и возрастных особенностей детей, которые мы стали активно применять в совокупности с образовательными технологиями.
Кроме того, нами были опрошены родители. Проводилось анкетирование, которое показало, что 67% родителей не читают детям художественную литературу природоведческого характера. С родителями по данной тематике проводились беседы, консультации, эта тема обсуждалась на родительских собраниях, вечерних гостиных. Работа с родителями принесла свои плоды. Родители стали более заинтересованы, они стали обращать внимание детей на погоду, на природу, и мы считаем, что это уже огромный прогресс.
Такой системный, последовательный подход и взаимодействие всех специалистов и родителей дал свои положительные результаты. У детей улучшилась связная речь, дети меньше испытывают трудности при выполнении речевых заданий, что можно увидеть из результатов мониторинга.
Библиографический список
1. Волосовец Т.В., Ушакова О.С. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО. ИЗД.: «Русское слово», 2015. 168 с.
2. Засорина Л.Н., Беляковсккая Н.Н., Макарова Н.Ш. Речевое развитие детей. Методики. Учебно-игровые материалы. СПб: «КАРО», 2019. 150 с.
Вышлова Н.Н. Работа по речевому развитию с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Общаясь с детьми, наблюдая за ними, проанализировав результаты диагностики по речевому развитию, мы сделали вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:
· при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и признаков;
· при самостоятельном пересказе текста;
· не могут удерживать в памяти эту последовательность;
· четко и последовательно изложить мысль;
· выучить наизусть стихотворение.
Речь у детей односложная, состоящая лишь из простых предложений, им тяжело грамматически правильно построить распространенное предложение, причиной могут служить:
• Бедный словарный запас.
• Несформированность грамматического строя речи.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Поэтому передо нами встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Принятие ФГОС ДО требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для развитие связной речи используются такие технологии как:
· Здоровьесберегающие технологии
(пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, саммомассаж, су-джоку, сказкотерапия и др.).
· Триз –технологии
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
· Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
· Технология проектной деятельности- актуальна т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное - создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для современных детей.
· Игровые технологии (театрализованная деятельность, дидактические игры, словесно-речевые игры)
· Дидактический Синквейн
Техника развития образной речи посредством создания нерифмованного пятистрочного стихотворения со строгой формой. Письменное выражение мыслей в творческой форме.
Использование этих технологий позволило нам улучшить связную речь детей.
Но изучив теоретические исследования педагогов: Логиновой В. И., Ушаковой О.С., Никитиной Э. В., мы пришли к выводу, что лучшим средством обогащения детской речи образными выражениями является природоведческая литература.
Литература экологической направленности помогает взрослому объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Такая литература, по мнению М. Костюченко, «обогащает речь детей, делает эмоции насыщенными, дает дошкольникам образцы русского литературного языка». Образный язык произведений и иллюстрации художников к ним способствуют развитию у детей эстетического восприятия, обогащают речь выразительными средствами. При слушании произведений экологической направленности дети активно обогащают словарь, воспитывают художественный вкус, поэтический слух, учатся выстраивать собственные речевые высказывания, обогащают свою речь новыми терминами, средствами выразительности языка. Литература экологической направленности способна обращать внимание старшего дошкольника не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. При этом усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты, ритм, рифма, стиль и пр.). Этому способствует механизм понимания содержательной стороны связного текста экологической направленности, отличающегося наглядностью, который в старшем дошкольном возрасте уже вполне сформирован.
Общение с природой способствует, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Для успешной работы, нами были отобраны произведения природоведческой литературы с учетом программы и возрастных особенностей детей, которые мы стали активно применять в совокупности с образовательными технологиями.
Кроме того, нами были опрошены родители. Проводилось анкетирование, которое показало, что 67% родителей не читают детям художественную литературу природоведческого характера. С родителями по данной тематике проводились беседы, консультации, эта тема обсуждалась на родительских собраниях, вечерних гостиных. Работа с родителями принесла свои плоды. Родители стали более заинтересованы, они стали обращать внимание детей на погоду, на природу, и мы считаем, что это уже огромный прогресс.
Такой системный, последовательный подход и взаимодействие всех специалистов и родителей дал свои положительные результаты. У детей улучшилась связная речь, дети меньше испытывают трудности при выполнении речевых заданий, что можно увидеть из результатов мониторинга.
Библиографический список
1. Волосовец Т.В., Ушакова О.С. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО. ИЗД.: «Русское слово», 2015. 168 с.
2. Засорина Л.Н., Беляковсккая Н.Н., Макарова Н.Ш. Речевое развитие детей. Методики. Учебно-игровые материалы. СПб: «КАРО», 2019. 150 с.