НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Терехина А. А. Экологическое воспитание в детском саду

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. В период  дошкольного детства   закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
       Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом такого поведения в повседневном педагогическом процессе. Воспитатель работает с детьми с утра до вечера: его внимание к явлениям и объектам природы, забота о растениях,   уход за ними, интерес к их жизни, которым он так или иначе увлекает детей, являются главными факторами, формирующими экологическую культуру у дошкольников. Именно воспитатель отвечает за уровень экологической воспитанности своих питомцев. 
       Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

       Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях.
      Ценность дидактических игр всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры. Большинство дидактических игр имеет не экологическое, а природоохранное содержание. Однако экологическое содержание можно найти в любой из них. Играя в дидактические игры, ребёнок может превратиться в лягушку, дерево, в рыбку, капельку, в ветер, в гору. Это используется для воспитания эмоционального отношения к природе, для формирования уважительного отношения к её представителям, восприятия их равных человеку.  
       При построении системы экологической работы  следует обращать  особое внимание на следующие основные направления:

- познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;

- познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

- практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами, в том числе работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.);

- исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий,   наблюдений, опытов.
       Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания; экологическое просвещение родителей.

Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
     Внутренняя природная зона:   уголок природы в каждой группе, «Огород на окне», уголок экспериментирования.
    Внешняя природная зона: огород, цветник, экологическая тропа, фитогрядка.

      В уголке экспериментирования можно проводить опытническую и экспериментальную работу, здесь хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов, специальная посуда (пробирки, стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы, термометр). Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

       С точки зрения экологического воспитания, не имеет значение какие растения и в каком количестве будут представлены в уголке природы. Важно, чтобы размещенные растения, хорошо себя чувствовали, хорошо росли, цвели. В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.
      В «Огороде на окне» дети прослеживают рост растений от семени до семени, наблюдают за набуханием почек и появлением листьев. В процессе этой работы дети получают и закрепляют знания об экологии растений, у них закладывается понимание связи  роста и развития семян с условиями окружающей среды.
      Кроме  того,  на территории детского сада необходимо создать экологическую тропинку  и включить в нее как можно большее количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи,   старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях,   клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.
          На территории детского сада должен быть огород с овощными культурами: свекла, морковь, лук, помидоры, зелень и др. На фитогрядке  посажены  лекарственные растения. Ухаживая за растениями,  дети приобретают опыт ухода за ними, наблюдая за их ростом и развитием. 

        Процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. 
     А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение, пробудить у детей  и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

       Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Библиографический список:

1.                Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
2.                Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 96 с.:
3.                Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
4.                Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
5.                Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.





 




 





 
 

2022