Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Горелова Н.В. Формирование открытой образовательной среды с целью выявления и поддержки способных детей

Библиографическое описание:
Горелова Н.В. Формирование открытой образовательной среды с целью выявления и поддержки способных детей // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда. В наше время, когда Россия устанавливает ключевые позиции в мировой экономике, с каждым годом уровень школьного образования повышается и от школьников требуется уже не просто уметь читать и писать, а иметь базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. В условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность сформировать новое качество человеческого капитала, новых лидеров развития страны и образовательной системы в частности.

Работа по выявлению и поддержке творческого потенциала детей включает:

· Внутреннюю работу с обучающимися;

· Внутреннюю работу с педагогами;

· Работу с родителями;

· Работу с социальными партнерами.

Кто же такие одарённые дети? Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость. Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

· Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.

· Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.

· Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.

· Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.

· Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что учитель должен уметь использовать специальные подходы к обучению, для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Т. Н. Бочкарева, к.п.н. в статье «Формирование компетенций педагога для работы с одаренными детьми» описывает системообразующие компетенции учителя, работающего с одаренными детьми. Рассмотрим составляющие системообразующих компетенций:

1. Социально-прогностическая компетенция, которая включает в себя умения по прогнозированию результатов обучения, выявлению возможных склонностей у обучающихся, а также на основе цели взаимодействия умения определять методы, приемы и средства работы.

2. Диагностическая педагогическая компетенция, которая включает в себя умения по анализированию природы достижений и неудач, по определению условий применения технологий обучения, воспитания и мотивации.

3. Тьюторская компетенция, включающая в себя знания по методам и приемам тьюторского сопровождения талантливых детей, умение определять оптимальное отношение руководства педагога и самостоятельности учащихся в работе.

4. Компетенция самосовершенствования, включающая в себя умение по анализу собственной профессиональной деятельности, знание рефлексивных технологий для оценки уровня своего профессионального и личностного развития, а также умение формировать траекторию собственного самообразования и самосовершенствования.

Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию одаренного ребенка, является педагог, обладающий, как уже уточнялось, целым комплексом личностных и профессиональных характеристик.

Е. А. Ямбург определяет профессиональный рост педагога как неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. Профессиональное развитие педагога идет двумя основными путями:

1) Посредством саморазвития и самообразования, т.е. осознания своих личностных смыслов, целей в профессиональном росте и в соответствии с этим выстраивание собственной траектории развития.

2) За счет участия педагога в комплексе организованных системой управления образования мероприятий (курсов повышения квалификации, конкурсов, семинаров и т.д.).

И в первом и во втором случае успех профессионального развития обеспечивается мотивацией самого педагога. Однако часто сохраняется опасность стихийного профессионального движения, зависящего от множества разнообразных факторов. В получении заранее спланированных результатов в профессиональной сфере педагогов необходима целенаправленная работа как самого учителя, так и управленческого аппарата.

Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своей школы, в частности, и системы образования муниципалитета, региона, страны в целом.

Индикаторами эффективности инновационной деятельности по работе с одаренными детьми могут быть

-на уровне организации:

· наличие программ индивидуального сопровождения учащихся, урочной и внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, тренинговых занятий для поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей в системе школьного и дополнительного образования;

· наличие методических рекомендаций по реализации инновационных практик сопровождения одаренных школьников;

· создание мотивирующей творческой, комфортной среды для педагогов и обучающихся;

· сетевые форматы взаимодействия с вузами, другими школами, предприятиями региона (города);

· наличие родительских инициатив и поддержки развития талантов.

-на уровне личности обучающегося:

· выраженная способность обучающегося к самостоятельному, ответственному целеполаганию, планированию своей траектории развития;

· осознанность в реализации своего личностного потенциала;

· умение формулировать жизненные перспективы и профессиональную карьеру в выбранной области деятельности по своим способностям;

· повышение качественных и количественных показателей успешности, выражающихся в результатах оценочных процедур (ГИА, ВПР) и показателях итогов конкурсов и олимпиад.

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

Изначально выявить одарённость ребёнка можно наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка, не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

1. Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.

2. Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.

3. Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.

4. Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.

5. Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.

6. Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

· Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.

· Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.

· Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.

· Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.

· Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.

· Проектная деятельность. Разработка проектов, которые задействуют разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.

· Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.

· Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.

· Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Существует множество форм работы с одарёнными детьми по развитию творческих способностей:

а) Классно - урочная работа – это творческое добывание знаний, развитие мыслительных способностей. Учащиеся работают в парах, группах. Создаётся на уроке ситуация познавательного затруднения, когда необходимо самим решать проблему. Даются разноуровневые задания, включаются задания повышенной сложности, научно - исследовательского уровня. Проводятся опыты, выполняются творческие задания. Дискуссии.

б) Индивидуальные занятия. В работе с одарёнными учащимися важен личностно - ориентированный подход, максимальное раскрытие и развитие индивидуальности ученика по предмету, который он сам выбирает. Каждый ребёнок уникален и неповторим, необходимо заниматься лишь тем, что интересно ученику. Важно не усвоение знаний, а накопление личного опыта и умение использовать накопленный опыт. Это и будет подготовка к олимпиадам, викторинам, интеллектуальным марафонам, конференциям школьного и муниципального уровня и т.д.

в) Внеурочная деятельность – это групповые занятия. Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удаётся реализовать на традиционном уроке, а именно:

- развитие концентрации внимания;

- развитие мышления;

- тренировка внимания;

- тренировка слуховой памяти;

- тренировка зрительной памяти;

- совершенствование мыслительных операций;

- совершенствование воображения;

- развитие логического мышления.

г) Предметные недели. Для одарённых учащихся это возможность получения новых знаний, их преобразование, применение, углубление и расширение по конкретному предмету. Стимулирование к самостоятельной творческой деятельности. Во время предметной недели проводятся: олимпиады, викторины, творческие конкурсы, учащиеся сочиняют стихи, сказки, рисуют газеты, картины, играют в словесные игры, КВН, пекут пироги и т.д.

д) Проектная деятельность. Обучающиеся занимаются проектной деятельностью с 1 класса. Проектный метод – это обучение через «делание». Учащиеся самостоятельно ставят учебную проблему, собирают информацию, решают проблему, делают вывод. У одарённых учащихся потребность в исследовательской и поисковой активности, что позволяет погрузиться в творческий процесс. Нужно поощрять ребёнка за оригинальные идеи, не сдерживать инициативу. Результатом проектной деятельности учащихся является участие в школьной научно-практической конференции, а затем на муниципальном этапе и т.д.

Используемые информационные ресурсы:
1. Профессиональный стандарт педагога https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=119778
2. Рабочая концепция одаренности https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf
3. Бочкарева Т.Н. «Формирование компетенций педагога для работы с одаренными детьми» http://novaum.ru/public/p321
4.Красношлыкова О.Г Приходько О.В. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-professionalnogo-rosta-pedagogov-v-sovremennyhusloviyah
5. Кочетова А.А. Мотивация профессионального развития педагогов образовательного учреждения: теоретический аспект вопроса http://inkom.adm-spb.info/wpcontent/uploads/2016/10/Teoriya-i-istoriya.-Motivatsiya-professional-nogo-razvitiya-pedagogov
6.Немова Н.В. «Управление методической работой в школе» М., 1999, стр.141, 153.
7. https://media.foxford.ru/articles/kak-uchit-odarennyh-detej
2023