Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гераева Н.А. Комфортная среда на уроке — залог качественного обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Одной из приоритетных задач, которые ставит перед нами Правительство РФ – это модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.
Одним из качественных признаков успешного образования выпускника является знание иностранного языка. И это становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков обучающихся, способных решать задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции.
Однако, работая над формированием компетентностей и пытаясь достигнуть уровня образовательного стандарта, педагоги строят уроки так, что забывают об ученике, его здоровье, интересах и просто о том, что в какой - то момент ему нужен небольшой перерыв. Но мы не должны забывать, что, если учитель не сделает перерыв, его сделают ученики сами и все в разное время. Это значит, что на разных этапах урока каждый ученик «выпадает» из урока.
Ещё одной проблемой является снижение мотивации, что приводит к ухудшению результатов обучения. На первых порах все, приступившие к изучению иностранного языка, испытывают чувство особой радости и вдохновения. Соприкосновение с миром иностранного языка, иноязычной культуры и историей создаёт сильный мотивационный фон, позволяющий сделать процесс усвоения увлекательным и результативным. Однако, со временем мотивация ослабевает или исчезает совсем. По мнению многих педагогов, скука на уроке – самый неприятный и трудно устранимый недостаток нашего учительского труда.
Как сказал древний персидский поэт и философ Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев». Так вот нам, учителям, необходимо строить свою работу так, чтобы крылья всегда были расправлены. Постоянная борьба с монотонностью урока - основополагающий момент в нашей работе. Самое главное – развивать интерес, постоянно ставить новые задачи, не забывая о здоровье ученика.
В этом огромную помощь оказывают активные методы обучения (АМО). Технология активных методов обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводит к полноценному освоению учебного материала, качественному овладению новыми знаниями и умениями, уверенному формированию ключевых компетентностей, УУД.
Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- Развитие навыков активного слушания;
- Отработка изучаемого материала;
- Развитие навыков принятия решения;
- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.
По структуре, в соответствии с технологией, каждый урок выстраивается по следующим связанным фазам и этапам:
Фаза
Этапы
Начало урока
Инициация
Погружение в тему
Определение ожиданий обучающихся
Работа над темой
Обсуждение домашнего задания
Презентация нового материала
Проработка содержания темы
Завершение урока
Эмоциональная разрядка
Рефлексия
Подбираются активные методы для каждого этапа с учетом его специфических целей, целей всего урока.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к обучающимся.
На данном этапе можно использовать такие методы как:
«Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Компот», «Солнышко и туча», «Осенний сад»
Методы приветствия позволяют получить более полную картину об обучающемся, его интересах, наклонностях, предпочтениях, и использовать ее для формирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой) позволяет проследить, как с применением активных методов изменяется уровень мотивации: ученикам комфортно на уроках английского языка, царит дружелюбная атмосфера сотрудничества, поэтому школьникам нравится учиться.
Наблюдается положительная динамика количества учащихся, владеющих творческими умениями и способных самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности (уровень их готовности к самостоятельной работе определяется как идеальный или оптимальный по методике Г.А. Русских).
Одной из ценной особенности АМО является возможность победить детскую тревожность на уроках с помощью этих технологий. Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне.
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.
Методы выяснения опасений особенно актуальны для уроков английского языка, потому что в каждом классе есть учащиеся, у которых сформирована боязнь ошибки, наблюдается повышенный уровень тревожности. «Шкала тревожности» О. Кондаша позволяет наблюдать положительную динамику снижения уровня тревожности по всем трем видам: школьному, самооценочному, межличностному.
Для выявления уровня ожиданий и опасений учащихся подходит Метод «Солнышко и туча», который является одним из активных методов.
Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока) Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
На мой взгляд, очень важно не только организовать результативную учебно-воспитательную работу, но и удовлетворить потребность обучающихся в комфортной обстановке, отдыхе, релаксации.
Считаю одним из значимых результатов обучения эмоциональный след, который остается у ученика после урока. Стараюсь в течение урока поддерживать атмосферу открытости и доверительности; применять методы, способствующие снятию физического, эмоционального напряжения у учащихся, которые учат учащихся не бояться общения, а также прививают им уважительное отношение к другим людям, направляют взаимодействие субъектов педагогического процесса в сторону сотрудничества и позитивного восприятия друг друга.
Многие задания на отработку материала, особенно в начальной школе и 5-6 классах, выполняются с физической активностью.
Например, отработка неправильных глаголов происходит в виде зарядки: первая форма – руки на пояс, вторая форма- руки на плечи, третья форма – руки вверх. При изучении цифр «рисуем» цифру какой-то частью тела и т.д. Каждый урок начинаем с комплиментов друг другу, называя прилагательные на английском языке.
Комфортная психологическая обстановка на уроке способствует тому, что ребята открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное развитие.
Список литературы:
1.       Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,
2.       http://www.moi-universitet.ru.
3.       Протопопова Виктория Александровна «Упрпвление здоровьесберешающим образовательным пространством в современной школе»: Учитель, 2017 г.- 95с
2018