Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лунёва О.С. Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Введение Федерального государственного образовательного стандарта предъявляет новые требования к организации образовательного пространства. Это меняет не только саму модель организации образовательного процесса, но и заставляет педагогов искать новые формы образовательной деятельности, внедрять современные технологии, которые создадут условия для развития личности, позволят добиться высоких результатов и научат человека мыслить. Ведь именно в этом и заключается стратегия современного образования: образование для жизни, а не для оценки, возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Очень важно не просто сообщить обучающимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.
По утверждению психолога Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определённым образом, может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них, и, наконец, он может придумать, создать качественно новое. Вот это новое и есть творческая деятельность. Каждый ученик на определённом этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Творческие способности могут быть:
•           актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы)
•           потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Как основная единица в системе творческого саморазвития обучающихся урок эффективен, если:
– обеспечивает богатство и разнообразие видов деятельности обучающихся;
– ориентирован на последовательное усложнение заданий;
– проблемен по своей сути;
– предоставляет обучающимся право выбора заданий разной степени трудности.
Эти требованиям отвечают уроки русского языка и литературы, на которых используются следующие задания, приёмы и технологии.
Задания, способствующие развитию творческих способностей:
– Эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов
– Творческие задания на развитие воображения: придумывание загадок, метафор, сравнений, этимология слова;
– Задания дивергентного типа: (разные точки зрения, «метод шести шляп», кубик Блума);
– Творческие задания, развивающие беглость и гибкость мышления ( ассоциации, сопоставления. аналогии)
– Творческие задания, развивающие оригинальность мышления (поиск необычных средств художественной выразительности, моделирование информации, зашифруй правило, создание текста по началу, создание стихотворений)
Технология творческого чтения, которая является одним из способов создания рефлексивно-познавательной среды на уроках литературы (художественное чтение, комментирование, беседа, постановка проблемы и творческого задания по жизненным наблюдениям). Результатом такой работы является детское сочинение, которое является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.
Приём креативного мышления - «Кроссенс». В переводе с английского языка слово Кроссенс означает «пересечение смысла». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как обучающихся, так и преподавателя.
Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.










Рис.1 Кроссенс к уроку «Шедевры литературы и наше время»

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
·                            Научность: имеет научное обоснование;
·                            Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
·                            Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
·                            Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
·                            Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Интерактивный плакат – это возможность объединить текст, графику, аудио, видео, мультипликацию в единое образовательное пространство. Использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучающимся процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, групповой, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в его создании, проявляя, тем самым, свои творческие способности. Одним из средств создания интерактивного плаката является - сервис ThingLink. Данная интерактивная технология успешно применяется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, помогая «оживить» уроки литературы и сделать изучение литературных произведений увлекательным процессом для современного подростка. Одним из примеров использования данного сервиса для создания интерактивного плаката, является результат групповой работы на уроке литературы в 8 классе по повести Б. Васильева «В списках не значился».
Педагогических методик много, все они по-своему уникальны, направлены на решение определенных педагогических задач, однако я считаю, что наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания.

Библиографический список

1. Андреев В.И.Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.
2. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» –2010. № 5. – 47 с.
3.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. – 2008 № 2. – 29-31 с.
4.Круглов Ю.Г., Попов В.В Креативная педагогика. Методология, теория, практика – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 319 с.
2018