Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Семёнова А. Ю., Лосева Е. А. Реализация этнокультурного компонента в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложена необходимость приобщения детей к традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей. Дошкольный период является благоприятным для приобщения ребенка к истокам региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающего мира для усвоения местных историко-культурных, географических особенностей. Залогом успешной социализации детей в жизни на современном этапе является ознакомление их с полиэтнокультурой современного общества. Знания о многообразии народностей и их традициях позволяет развить в детях интерес к национальной культуре. уважительное отношение к представителям разных национальностей. Педагоги являются помощниками, проводниками ребёнка в мир историко-культурных ценностей. Особенно в этом сопровождении нуждаются дети с нарушениями в речевом развитии, поскольку у них отмечается низкая познавательная активность, неустойчивое внимание и память, трудности в развитии всех компонентов речи. Эта работа также актуальна с детьми, в семьях которых есть двуязычие. Учитель-логопед и воспитатели ищут новые современные формы и методы работы, способствующие вовлечению детей в процесс познания истории, культурных традиций нашего многонационального государства. Через знакомство с устным народным творчеством, бытом, многообразием особенностей жизни разных народов, учителя-логопеды и воспитатели расширяют кругозор детей, формируют этнокультуру. В процессе непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальных логопедических занятий формируется правильная речь ребёнка. С помощью речевых игр и упражнений на материале национальных традиций русского народа педагоги обогащают словарь детей, совершенствуют грамматический строй речи, развивают фонематическое восприятие и самостоятельную связную речь, навыки чтения и звукобуквенного анализа. Для поддержания познавательного интереса к данной теме и совершенствованию речевых навыков учитель-логопед и воспитатели разрабатывают авторские пособия и дидактические игры. Предлагаем вашему вниманию ЛЭПБУК «Традиции народов изучаем, речь свою мы развиваем».
Лэпбук в дословном переводе с английского означает «наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с картинками, кармашками, окошками, мини-книжками, подвижными деталями (например, вертящийся круг), наполнение которых ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Использование лэпбук-технологии актуально, т.к. отвечает требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, в частности, требованиям к развивающей предметно-пространственной среде. Он информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал). Это полифункциональное пособие, так как способствует развитию речи, мышления, творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка. Вариативный характер пособия позволяет использовать каждую его часть в разных вариантах. Структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и речевую активность всех воспитанников. Лэпбук отвечает основным тезисам партнерского взаимодействия взрослых и детей, так как создается в ходе совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей, педагогов.
Лэпбук «Традиции народов изучаем, речь свою мы развиваем» создан в рамках реализации лексической темы «Моя Родина - Россия» в подготовительной группе логопедического детского сада. Содержит в себе информацию о жизни некоторых народностей, населяющих Россию и их традициях, 13 игр и упражнений. Игры подобраны с учетом различных направлений коррекции речевых нарушений (развитие связной речи, развитие фонематического восприятия, развитие грамматического строя речи).
Цель: обобщение и систематизация знаний по ознакомлению дошкольников с русским народным бытом и традициями, развитие речи и обучение грамоте по теме в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, формирование полиэтнокультуры.
Лэпбук предназначен для организации совместной деятельности воспитателя с детьми и для самостоятельной деятельности детей в процессе закрепления и обобщения знаний. Лэпбук можно использовать с детьми 6 - 7 лет.
Данное пособие изготовлено из картона в виде книжки - раскладушки, на которой расположены элементы в виде различных кармашков и разнообразных иллюстраций с целью выполнения обучающих и игровых заданий. Лэпбук в собранном виде имеет прямоугольную форму.

Содержание лэпбука:
·          Игра «Составь национальный костюм»
Цель: развитие образного мышления, умение составлять из частей целое, знакомство с национальными костюмами разных народов, обогащение словаря существительными, обозначающими детали костюма.




·          Игра «Кто в доме живёт?»
Цель: обогащение словаря через закрепление названий народностей и их жилищ; совершенствование навыков чтения.




·          Игра «Весёлый счёт»
Цель: Закрепление названий жилищ разных народов, совершенствование грамматического строя речи с помощью упражнения в согласовании числительных с существительными, обогащение словаря.

·          Подвижные игры разных народов.


Цель: Закрепление подвижных игр разных народов,
развитие зрительно-пространственной ориентировки, двигательной активности, развитие чувства ритма и автоматизация звуков при произнесении стихотворного текста.
·          Игра «Подбери схему к слову»
Цель: закрепление названий бытовых предметов, развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов и навыков чтения.

·          Игра «Какой, какая, какое? (из чего сделано)
цель: обогащение словаря через образование относительных прилагательных (материалов из которых изготовлены национальные предметы обихода), совершенствование грамматического строя речи путём согласования прилагательных с существительными.


·          Игра «Расскажи сказку по плану»
Цель: развитие связной речи через пересказывание народных сказок с опорой на зрительный план.

·          Игра «Что было сначала-что потом».
Цель: систематизация знаний детей о быте русской старины и быте современных домов; развитие связанной речи, через составление распространенных предложений, обогащение словаря.

·          Игра «Кто что делает?»
Цель: знакомство детей с занятиями, ремёслами русских людей; обогащение глагольного словаря, развитие связной речи через упражнение в составлении распространенных предложений.

·          Игра «Кому что нужно?»
Цель: подбор атрибутов для профессиональной деятельности людей; обогащение словаря, развитие грамматического строя речи путём изменения падежных окончаний; развитие умения классифицировать, сравнивать и обобщать.


·          Игра «В русской избе»


Цель: развитие познавательного интереса к быту разных народов, зрительно-пространственного восприятия, умения составлять из частей целое; обогащение словаря, совершенствование навыков чтения, упражнять в употреблении предлогов.
·          Игра «Отгадай загадку»


Цель: развитие логического мышления через отгадывание загадок на тему быта.
·          Игра «Ребусы, головоломки»


Цель: развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; обогащение словаря названиями национальных музыкальных инструментов.
Результативность использования лэпбука
·          У детей повышается познавательный интерес к изучению культуры и традиций разных народностей.
·          В процессе речевых игр лэпбука решаются коррекционные задачи (автоматизация поставленных звуков, упражнение в согласовании слов в предложении, закрепление навыков чтения, развитие связной речи)
·          У детей развивается самостоятельность в выборе игры и партнера по игре.
·          В процессе взаимодействия с партнерами по игре формируются коммуникативные навыки.
Практика показала, что использование данного пособия позволяет более эффективно в комплексе решать задачи речевого развития и этнокультурного воспитания, способствует позитивной социализации детей в современном обществе.
Библиографический список
1.       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
2.       http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-s-prezentaciei-na-temu-lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html «Дошкольное образование» № 11 2014г. - № 5 2015г., автор статьи Татьяна Пироженко.
3.       сайт «Это интересно!» (tavika.ru).
4.       https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/08/10/lepbuk-i-ego-znachenie-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
2022