НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Уракова И.И. BANI-мир: как педагогу адаптироваться к новой реальности?

Библиографическое описание:
Уракова И.И. BANI-мир: как педагогу адаптироваться к новой реальности? // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

Сегодня я хотела бы осветить один глобальный вопрос, который связан со всеми сферами жизни. И образование, конечно, не стало исключением.

Есть философы, которые пытаются некоторыми аббревиатурами нам помочь определиться, где мы живём и что с нами происходит, и, казалось бы, мы только привыкли к тому, что есть ВУКА-мир, но сейчас всё чаще мы стали слышать такой термин, как БАНИ-мир.

Давайте разберёмся, что они означают. Изначально у нас было понимание того, что мы живём в очень размеренном мире, устойчивом предсказуемом, простом и определённом, но со временем, когда стал распространяться интернет, мир стал более сложным, и мы стали привыкать к модели ВУКА, но, как выяснилось в 2020 году, это далеко не единственная форма существования этого мира. Пандемия показала нам - кроме того, что он изменчив, неопределёнен, сложен и неоднозначен, - что он теперь ещё и хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Так, благодаря футурологу Джамаису Кашио, появился новый термин БАНИ-мир.

Какие изменения произошли в связи с этим в образовании, и, главное, как трансформировалась роль педагога, педагога-наставника?

Изначально педагог был единственным и авторитетным источником знаний, но с внедрением интернет-технологий появилась альтернатива в виде поисковых сервисов. Педагог должен был либо конкурировать с информационными системами и проигрывать им, либо стать союзником и выполнять роль проводника (навигатора) в мир знаний, привить обучающимся навык верификации информации и помогать в выборе её источников.

В БАНИ-мире с учётом внедрения цифровой образовательной среды педагог опять вынужден менять свою позицию. Теперь он ориентируется на изменившиеся запросы системы образования, родителей, детей, образовательного учреждения. Он должен подойти к этому запросу с подходящими инструментами и удовлетворить его. Педагог становится главным конструктором образовательного пространства вокруг обучающихся, модератором образовательного контента.

Вероятнее всего, сейчас у многих из вас возник вопрос: и что же делать нам, педагогам, как успешно адаптироваться к новой реальности?

Ответ на этот вопрос, с моей точки зрения, может звучать так: мы не можем повлиять на реальность, но мы можем повлиять на себя, изменить своё отношение к действительности, изменить свой образ действий и это станет той успешной поведенческой стратегией, которая даст нам возможность не потерять свой статус в современных условиях.

Предлагаю рассмотреть каждый элемент адаптации и трансформационные процессы современного педагога более подробно.

Работа над психологической устойчивостью

Учимся относиться к ошибкам без страха и паники, исключаем критику неудач и учимся открыто обсуждать возникающие проблемы, сохранять ресурсное состояние и внимательно относиться к собственному здоровью. В коммуникации со всеми участниками образовательных отношений применяем приёмы и техники ассертивного поведения, благодаря которому человек способен, достаточно спокойно и позитивно отстаивать свои интересы, взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы достичь своей цели, но при этом не проявлять агрессию и не принимать пассивную сторону. Это поведение, в рамках которого, я уважаю другого человека и в то же время уважаю себя.

Расширение и упрочение социальных связей

Формируем круг поддержки в профессиональной среде. В рамках одного образовательного учреждения таким «кругом» могут выступать: методические объединения педагогов, творческие группы, наставничество и другие формы, целью которых является обмен опытом, поддержка, сотрудничество, организация формального и неформального профессионально-личностного общения.

Формирование антихрупких систем

Стараемся продумывать альтернативные пути и способы решения задач, не опираемся на единственный подход, на традиционные скрепы. Учимся быть гибкими, меняться и перестраиваться, быстро находить решения в рамках текущей ситуации. Помимо традиционного-стабильного, изучаем и пробуем новое, действуем на опережение.

Здесь хочу привести пример из собственного педагогического опыта: в нашем образовательном учреждении, во времена, далёкие от пандемии COVID-19, в рамках инновационной деятельности педагоги начали вводить в свою практику – дистанционные занятия для обучающихся. И когда весь мир столкнулся с проблемой пандемии и необходимостью повсеместного внедрения цифровой образовательной среды, наш педагогический коллектив смог быстро адаптироваться и безболезненно перевести весь образовательный процесс в дистанционный режим.

Развитие метанавыков

Развитие метанавыков следует рассматривать с точки зрения приобретения новых компетенций, которые развиваются на базе основных профессиональных и личностных качеств, необходимых для повышения эффективности, трудоспособности и обучаемости. Под метакомпетенцией понимается готовность к непрерывному получению знаний и умений на протяжении всей жизни. И с этим трудно поспорить. Развитие метакомпетенций педагогов является основой их будущей востребованности на рынке труда, поскольку проблематика метакомпетенций связана с универсальными компетенциями, которые важны для решения любых профессиональных и жизненных задач.

В завершении хотелось бы сказать: мир развивается. Кто знает, через какое время у нас появится новая модель мира. Но хочется верить в то, что и в новой модели профессия педагога не перестанет быть актуальной и востребованной.
2023