НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Смирных Г.А., Доронкина А.А., Соловьева Т.А. Сценарный план сюжетно-ролевой игры «Редакция детской газеты «радуга» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о печатных изданиях (газетах и журналах), как о способах, предоставляющих читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни общества.

Задачи:

1. Образовательные:
- Уточнять и расширять представления детей о газете, как о значимом источнике информации в повседневной жизни;
- Закреплять знания детей о профессиях и труде работников редакции печатного издания (газеты): корреспондент, фотокорреспондент, художник – дизайнер, печатник, главный редактор:
- Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- Продолжать формировать у детей умение действовать в соответствии с ролью;

2. Развивающие:

- Развивать активность, инициативность, любознательность, стремление к получению новых знаний, формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, воспитывать способность ставить общие цели, планировать совместную работу;

- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- Развивать диалогическую, монологическую речь;

- Развивать коммуникативные навыки;

Обогащение словаря: печатник

Активизация словаря: редактор, фотокорреспондент, корреспондент, интервью, дизайнер

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, к труду взрослых.

Условия проведения: групповое помещение

Время проведения: 30 - 35 мин

Оборудование: бейджики с названиями ролей для участников игры, компьютер, фотоаппарат, диктофон, микрофон, блокноты, ручки, столы, ватман (газета), фотография детского сада, фотографии детей, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага.

Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Что такое газета, журнал?», «Как делают газету», о профессиях людей, которые работают в редакции газеты, печатают газету, продуктивная деятельность – коллективная работа по изготовлению газеты. Коммуникативные игры «Интервью», «Мы – корреспонденты (журналисты)», изготовление бейджеков, изготовление логотипа газеты «Радуга», подготовка фотографий с изображением детей, подготовка пространства для оформления редакции газеты. Игровые роли: главный редактор, редактор, фотограф (1-2), художники (1-2), корреспондент, печатники, участники интервью.

Игровые действия:

Редактор: придумывает и печатает текст;

Фотограф: делает снимки, печатает фотографии;

Художники: оформляют газету перед тем, как отправить ее в типографию для печати;

Главный редактор: следит за работой всех сотрудников редакции, за процессом подготовки газеты в печать;

Печатники вместе с художниками «печатают» (оформляют) газету;

План подготовки к игре «Редакция детской газеты «Радуга»

Ход игры:

1.Вводная часть

Перед проведением игры воспитатель собирает вокруг себя детей. Для создания интереса к игре педагог проводит краткую беседу: «Ребята, вы все знаете, что такое день рождения? У кого бывает день рождения? Какой это праздник? Как вы думаете, может быть день рождения у нашего детского садика? Да, скоро у нашего детского сада день рождения, а что принято делать на день рождения? Что бы вы предложили подарить нашему д/с? Замечательные предложения, а как еще можно поздравлять именинников? Верно, можно и стихи прочитать, и песню спеть, сделать открытку… А для того, что бы радость этого праздника разделили все, я предлагаю вам сделать в подарок нашему д/с праздничный выпуск газеты «Радуга»?» Напоминает: «Помните, ребята, мы с вами ходили в гости в соседнюю группу? Что мы там делали, как вы думаете, для чего? Верно, пожелания ребят из соседней группы мы тоже включим в наш праздничный номер газеты…»

Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям: «Для того, чтобы выпустить газету, подумайте и ответьте: Какие сотрудники нужны для работы над созданием и выпуском газеты? Где происходит создание газеты? Кто может участвовать в создании газеты? И т.д.».

Затем дети с воспитателем выстраивают план действий: распределить роли, внести атрибуты для игры, оборудовать редакцию, места для художников – оформителей, печатников.

Для распределения ролей сотрудников используется шкатулка – детям предлагается достать из шкатулки бейджи с названием роли. Воспитатель договаривается с детьми о том, что он будет главным редактором газеты: будет помогать в оформлении, сборе информации.

Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку редакции: разложить на столах необходимый материал для оформления газеты (ватман, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага), подготовить и взять микрофоны, диктофоны, фотоаппараты, блокноты, ручки.

Воспитатель обращается к участникам игры с просьбой занять свои места.

2.Основная часть

Главный редактор (воспитатель) обращается к участникам игры:

«Уважаемые сотрудники, перед вами стоит задача: ко дню рождения детского сада «Антошка» выпустить праздничный номер газеты «Радуга», в котором нужно рассказать о жизни детского сада, о его замечательных сотрудниках и детях, оформить в газете пожелания детскому садику.

Прошу сотрудников редакции подготовить все необходимое и приступить к своим обязанностям».

Художники и печатники приступают к подготовке фона газеты: раскрашивают поле, рисуют небольшие цветы, бабочки и т. д.

После того, как корреспонденты принесут готовый материал (фото и пожелания) вместе раскладываю, намечают на поле газеты расположение, приклеивают, дорисовывают….

В это время фото и корреспонденты берут у детей интервью, записывают на диктофон, делают снимки. Затем возвращаются в редакцию, готовят материал и приносят для оформления газеты.

Дети – участники, воспитатель, дают интервью о детском садике, группе, высказывают пожелания. По окончании интервью присоединяются к оформлению газеты: вырезают из бумаги украшения для поздравительного номера, оформляют («печатают») газету: вместе приклеивают разложенный на поле газеты материал, подрисовывают и т. д.

Воспитатель включает запись музыки – песен о дне рождения.

Главный редактор (воспитатель) корректирует по необходимости действия, дает советы, направляет работу, поощряет действия детей.

3.Заключительная часть

После окончания работы, главный редактор обговаривает с работниками редакции результаты работы, просит дать оценку, объявляет о том, что праздничный номер газеты готов к выпуску.

Затем предлагает всем участникам выйти в холл и прикрепить газету на стенд.

Воспитатель задает вопросы: «Как вы считаете, как вы и ваши друзья справились со своими ролями? Вам понравилась эта игра? А в роли кого вы бы хотели быть в следующий раз? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы наша игра была еще интереснее? Как вы думаете, для чего мы поместили газету в холле?»

Оценка игры.Воспитатель отмечает, что все участники игры успешно справились со своими ролями, были внимательны, сосредоточены на своих действиях, хорошо выполняли свою работу и играли роли. Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.
2022