Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Цель: формирование у детей и их родителей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни через физическое и психологическое развитие.
Задачи:
· формировать у родителей ощущение радости от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность «гимнастики вдвоём»
· формировать у родителей и детей умение выполнять движения в детско-родительской паре (общеразвивающие упражнения, основные движения)
· совершенствовать умения детей действовать с мячом (прокатывать, бросать, ловить)
· развивать у детей и совершенствовать у родителей основные психические процессы: двигательную память, внимание, мышление, воображение
· формировать у родителей элементарные умения в организации двигательно-игровой деятельности совместно с ребенком
· способствовать эмоциональному сближению родителей и детей, гармонизации детско-родительских отношений
· повышать эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни.
Предварительная работа:
беседа воспитателей с детьми о назначении мяча: его характеристика, виды.
Физкультурный инвентарь, атрибуты: мячи (D 15 см; 25 см), массажные, фитболы, по числу детей; обручи.
1. Вводная часть
Дети и родители входят в зал парами.
Педагог-психолог: - Уважаемые родители и ребята, мы рады встрече с вами. Предлагаю всем вместе встать в круг и поздороваться.
Упражнение «Поздоровайтесь по-новому»
Цели: обогащение сенсорного опыта в детско-родительских парах, сплочение группы, развитие невербальных средств общения.
Детям и родителям предлагается поздороваться друг с другом разными частями тела: носами, спинами, руками.
- У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы, не забываем о ней. Это связывает нас с миром детства. И сегодня родители вместе с нами поиграют с любимой всеми спортивной игрушкой, а какой – вы сейчас узнаете.
Инструктор по ф.к.: Ребята, отгадайте загадку:
«Бъют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
Весело он скачет,
А зовётся...».
- Правильно, «мяч»!
Мяч - это удивительно интересная игрушка, и сегодня мы будем играть с разнообразными мячами.
Дети подходят к стеллажу и берут мячи.
Инструктор по ф.к.: - Ребята возьмите мяч и станьте впереди родителей.
Каждый ребёнок держит в руках мяч. Ходьба в колонне из детско-родительских пар:
обычная ходьба; ходьба на носках;
руки вверх (родитель, встав позади ребёнка, берёт его за вытянутые руки);
на пятках, руки за головой (взрослый, встав позади ребёнка, разводит локти ребёнка); приставной шаг друг напротив друга;
мяч в руках над головой (взрослые поддерживают мяч).
Бег в паре: обычный (ребёнок держит мяч);
галоп (взрослые и дети поворачиваются лицом друг к другу);
врассыпную (дети и родители разбегаются по залу).
Ходьба с восстановлением дыхания (мячи положили на пол).
Дыхательные упражнения.
Цели: развитие собственного речевого дыхания, тренировка речевого дыхания и увеличение объема легких.
Педагог-психолог: 1. Вдохнули – набрали полные легкие воздуха. Выдыхая, направляем струю холодного воздуха на мяч (губы трубочкой, струя воздуха тонкая, холодная).
2. Вдохнули – набрали полные легкие воздуха. Выдыхая, направляем струю горячего воздуха на мяч (рот широко открыт, струя воздуха теплая).
3. Нарисуем мячи струёй воздуха. Вдохнули – набрали полные легкие воздуха.
Рисуем мячи - большие, затем маленькие.
4. Психогимнастическое упражнение «Насос и мяч»
Цели: развитие эмоционально-выразительных движений при помощи пантомимы; психомышечная тренировка на саморасслабление и напряжение тела; развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок изображает мяч – сдутый, присев, обмякнув всем телом, руки и шея расслаблены, голова опущена. Родитель «берет насос» и начинает надувать мяч. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше, на звук «с-с-с». Ребенок вдыхает порцию воздуха, медленно встает, выпрямляет ноги, далее: выпрямилось туловище, поднялась голова, надулись щеки, приподнялись руки. Родитель выдергивает из мяча шланг насоса – из мяча с силой выходит воздух «с-с-с». Тело обмякло и вернулось в исходное положение. Упражнение повторяется.
Мячи надули. Теперь можно и позаниматься!
- Раз, два, три, мяч - бери.
- Повернитесь лицом к своим родителям и встаньте парами. Разминка с мячом.
2. Основная часть
2.1. Общеразвивающие упражнения в детско-родительской паре с мячом
Инструктор по ф.к.:
1) «Для начала потянулись»
И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч; мяч в вытянутых руках перед собой.
1-3 - поднять руки с мячом вверх (взрослый потягивает руки ребёнка).
2-4 - И.п.
2) «Наклонились»
И.п.: стоя на коленях, лицом друг к другу; мяч в вытянутых руках вверху.
1-2 - одновременный наклон вправо (влево).
2-4 - И.п.
3) «Потянулись вперёд»
И.п.: сидя на полу, ноги в стороны; ребёнок - лицом к взрослому.
1-4 -ребёнок прокатывает мяч руками вперёд.
1-4 - взрослый прокатывает мяч к ребёнку.
4) «Дружно присели»
И.п. - стоя лицом друг к другу, взявшись руками за мяч; ноги на ширине плеч.
1-3 - присесть
2-4 - и.п.
5) «В конце попрыгали»
И.п.: стоя друг напротив друга; мяч в руках у обоих
1-4- прыжки.
- Встали врассыпную. А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спрятался круг?»
Цель: развивать двигательное творчество, восприятие, внимание.
Педагог-психолог: - Ребята, какой формы мяч? Попробуйте найти в нашем зале предметы круглой формы, где же «спрятался» круг? Дети, обходя зал, должны найти и назвать предметы, в которых «спрятался» круг (мяч, кегля, обруч, кольца...)
2.2. Основные движения
Инструктор по ф.к.:
Дети и родители становятся напротив друг друга.
- Как с мячом можно играть? (Прокатывать друг другу, бросать и ловить).
- Поиграем с мячами.
Игровые задания с мячом:
- прокатывание мяча друг другу;
- бросание мяча друг другу и ловля;
- взрослый держит в руках обруч; ребенок бросает мяч, стараясь попасть в обруч.
- Ребята, какие мячи бывают? (Резиновые, большие, маленькие, набивные, футбольные, волейбольные…).
Упражнения на фитболах
Цели: развитие ритмичности и пластики движения. Восприятия, внимания, раскрепощения.
Педагог-психолог: - Раз, два, три, фитболы бери! Как вы думаете, как можно играть с такими мячами?
Родители помогают детям выполнять упражнения. Взрослый поддерживает ребенка:
1. Ребенок сидит на мяче, спина и голова прямо, чуть подпрыгивая, руки на поясе, ноги - упоре на полу. Родитель придерживает ребенка за плечи.
2. Ребенок сидит на мяче, спина и голова - прямые, ровные, руки - упор сзади, нога"шагаем" вперед - назад. Родитель придерживает ребенка за плечи.
3. Ребенок ложится на живот, руки - в упоре на полу, ноги прямые. Ребенок "шагает" руками вперед - назад, ноги на вису, прямые. Родитель придерживает ребенка.
- Ребята, вы любите играть с родителями? Давайте сейчас поиграем.
2.3. Подвижная игра «У кого меньше мячей?»
Инструктор по ф.к.
Цели: развивать быстроту, ловкость; способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Дети и взрослые образуют две равные смешанные команды. Каждый берет мяч и располагается на своей половине площадки. После сигнала игроки обеих команд перебрасывают мячи на половину соперников. Выигрывает команда, на площадке которой после окончания игры находится меньше мячей.
3. Заключительная часть
Педагог-психолог:
- Ребята, мы сегодня занимались с какими мячами?
- А еще с помощью специальных маленьких мячиков можно делать массаж.
Самомассаж мячиком «Су-Джок»
Цели: развивать мелкую моторику, улучшать функции рецепторов, тонизировать ЦНС, развивать ручную умелость и координацию движений рук.
Родители и дети делают самомассаж рук с помощью массажных мячиков.
3.1. Игровое упражнение «Прилипалы»
Цель: создание эмоционального комфорта, эмоционального сближения, между родителем и ребенком.
Взрослые и дети встают в круг. Под веселую музыку все танцуют и двигаются по залу. Когда музыка останавливается, инструктор по ф.к. и педагог-психолог называют часть тела, которой игроки должны прилипнуть друг к другу. Последнее задание – прилипнуть ладошками. Педагог-психолог: «А теперь, не отрывая ладони, закройте глаза и почувствуйте тепло, подарите любовь и радость друг другу».
3.2. Игровое упражнение «Ласковые слова»
Цели: развитие межличностного общения детей и взрослых; создание эмоционального комфорта.
- Сядьте друг напротив друга, обнимите друг друга и скажите на ушко добрые ласковые слова.
3.3. Окончание занятия
Дети и родители стоят в кругу.
Педагог-психолог:
- Сегодня мы много играли, выполняли интересные упражнения с мячом.
- Ребята, расскажите, что вам запомнилось и понравилось больше всего?
- Уважаемые родители, какая из сегодняшних игр может стать вашей домашней
любимой игрой?
Дети и родители отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.
Совместный танец "Мы маленькие дети".
Педагог-психолог:
- Уважаемые родители! Для того чтобы вы смогли познакомиться со здоровьесберегающими техниками и повторить физические упражнения с ребенком, разученные на занятии в домашних условиях, мы предлагаем вам буклеты с описанными упражнениями.
- До свидания!
Дети и родители выходят из зала парами.
Библиографический список
1.Прищепа С.С. «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду». – Издательство «Аркти», Москва, 2011.2.Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - Издательство «Речь», Санкт – Петербург, 2009.
3.Казина О.Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей». - Издательство «Академия развития», Ярославль, 2005.
4.Стефанович И.А. «Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3 – 7 лет». - Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.