Келарева Н. Л., Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школы как базовой основы ключевых компетенций
Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Проект Актуальность проекта: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.). Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности (далее — ФГ), так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании единых подходов в формировании ФГ обучающихся. Исходные теоретические положения: Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Тестирование PISA по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности.. Среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года – вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности особенно важно. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: Содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); и методы обучения; Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; Программы внешкольного, дополнительного образования; Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Цель проекта: Создание единых подходов на уровне начальной и основной школы в формировании ФГ обучающихся. Задачи проекта:
Выявить и реализовать педагогические,организационные, кадровые условия. Использовать платформу ЯндексУчебник (Интенсив Я Учитель) для выявления профессиональных дефицитов.
2. Разработать нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности ОО по проблеме формирования ФГ 3. Разработать единые подходы формирования ФГ обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (создание Программы формирования ФГ в ОО) 4. Обогатить практику образования инновационным содержанием, разработав элективные курсы и программы внеурочной деятельности, направленной на формирование читательской, математической, естественно-научной грамотности обучающихся и транслировать инновационный опыт с помощью развития сетевого взаимодействия на Муниципальном и Республиканском уровне. 5.Создать образовательное пространство для родителей в выработке единых подходов в формировании ФГ обучающихся
Ожидаемые результаты: Разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности ОО Созданы условия для реализации единых подходов по формированию читательской, математической, естественно-научной грамотности через Программу по формированию ФГ Создана творческая лаборатория родителей по информационному просвещению. Продукты проектной деятельности, предложения по распространению: 1) Созданы программы внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности начального звена, интегрированный курс по формированию естественно-научной грамотности, элективные курсы по основам формирования и развития математической грамотности. 2) Создана Программа по формированию ФГ в едином образовательном пространстве начальной и основной школы Установлено сетевое взаимодействие школ и педагогов, занимающихся проблемой ФГ Участники проекта: Творческая группа педагогов, работающих по проблеме формирования ФГ, имеющих высокий инновационный потенциал, имеющих опыт реализации программ и проектов. Партнёры: МО учителей начальных классов МО учителей математики МО учителей русского языка МО учителей естественно- научных дисциплин Родительское сообщество Критерии оценки эффективности проекта: Содержательно-деятельностный эффект: Возможность для реализации педагогической инновации другими учителями; Образовательный эффект: Высокий уровень учебных и внеучебных достижений, в ВПР, в метапредметных олимпиадах. Социальный эффект: Высокая практическая направленность и ценность проводимых уроков, курсов внеурочной деятельности. Диагностический инструментарий: · Ежегодный мониторинг уровня сформированности видов функциональной грамотности обучающихся (читательской, математической, естественно-научной), разработанных Институтом стратегии развития образования · Оценка компетенции учителя по функциональной грамотности через тестирование на базе Яндекс Учебник Интенсив 3.0 Этапы и сроки реализации проекта: Срок реализации – 3 года 1 этап теоретико-проектировочный январь-май 2022 года 2 этап конструкторско-внедренческий с августа 2022 по декабрь 2024 года 3 этап рефлексивно-обобщающий январь-май 2025 года План реализации проекта: № п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственные Срок реализации Январь 2022-май 2025 (3 года) 1. Создать проектную группу педагогических работников школы в сфере формирования ФГ Январь 2022 Заместители директора по УВР 2. Разработать проект Программы по формированию ФГ в едином образовательном пространстве начальной и основной школы Январь-май ТГ педагогов 3. Организовать диагностику педагогов, с целью выявления дефицитов при работе над формирование ФГ (тестирование на базе Яндекс Учебник Интенсив 3.0) Январь-февраль 2022 Заместители директора по УВР 4. Провести диагностику и анализ результатов уровня сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности обучающихся 3-5 классов Февраль ТГ педагогов 5. Круглый стол для учителей 3-5 классов «Учим для жизни» по результатам диагностики обучающихся Март ТГ педагогов 6. Провести родительские собрания «Учим для жизни» по результатам диагностики обучающихся Март ТГ педагогов 7. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития функциональной грамотности обучающихся, через КПК, ИОМ, методические семинары, взаимообучение, В течение реализации проекта Педагоги 8. Участие педагогов в конкурсах, фестивалях, конференциях по развитию функциональной грамотности В течение реализации проекта Педагоги 9. Разработать программы внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности начального звена, интегрированный курс по формированию естественно-научной грамотности, элективные курсы по основам формирования и развития математической грамотности. Май-август Педагоги 10. Внесение изменений, в рабочую программу учителя направленных на формирование ФГ . Август- сентябрь педагоги 11. Провести промежуточную диагностику и анализ результатов уровня сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности обучающихся 4-6 классов Октябрь-ноябрь ТГ педагогов 12. Представление практик (методов, приемов) по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности на заседании педагогического совета Ноябрь-декабрь ТГ педагогов
Возможные риски: · Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта; · Трудности переходного периода между начальной и основной школой, как следствие низкий показатель сформированности ФГ Недостаточная информированность родителей в реализации ФГОС нового поколения Пути преодоления негативных последствий: 1.Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; 2.Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для участников творческих групп; родительского сообщества 3.Индивидуальная работа с педагогами и родителей 4.Внесение изменений, в рабочую программу учителя направленных на формирование ФГ.