Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Балыбердина Н.С. Лексические игры как способ повышения мотивации к изучению немецкого языка младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В. А. Сухомлинский говорил, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игры представляют самый большой интерес для младших школьников. Они заставляют их думать, дают возможность развивать свои способности, соревноваться с другими учениками. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение с взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Немецкий психолог К. Гросс называет игры «начальной школой поведения». Для него, какими бы внешними или внутренними факторами ни мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни [5]. Игровой метод обучения - интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся и может использоваться на любой ступени обучения языку. Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Актуальность темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Именно игра наиболее приемлема для применения ее в младших классах, так как она таит в себе неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся.
Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра – способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда быстро и легко объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении немецкого языка.
Усвоить большое количество немецких слов – нелегкая задача. Общеизвестно, что при изучении иностранного языка самым трудоемким процессом является изучение слов. На их освоение тратится около 70 % времени и усилий. Слова выучиваются быстрее и легче, если давать их в лексических играх, с помощью кроссвордов, картинок со словами, объединенными одной лексической тематикой (семья, фрукты и т. д.) и через собственный опыт, когда рассказываешь о себе, используя новую лексику.
Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра – это, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, каждый может говорить на иностранном языке.
Игру следует рассматривать как ситуативно – вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – целенаправленностью, эмоциональностью речевого воздействия.
Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Эффективность игры, как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников.
Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Во время игры учащихся не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. Психологи отмечают, что люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желание продолжить беседу. Ошибки учителю следует помечать для себя и делать исправления по окончании игры. Многие методисты вообще считают, что некоторые ошибки, не влияющие на понимание речи, учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.
Каждому учителю хорошо известно, что невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала. В своей практике для представления, закрепления и контроля усвоения лексического материала учащимися, я использую лексические игры.
«Вычеркни цифру». Цель: повторение количественных числительных. Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, безошибочно справившаяся с заданием.
«Числительные». Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. Ход игры: образуются две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
«Расположи правильно». Цель: закрепление лексики по теме. Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.
«Больше слов». Цель: активизация лексики по изученным темам. Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.
«Озвучьте картинку». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
«Поймай и скажи». Цель: закрепление и расширение словарного запаса по изучаемой теме. Ход игры: ученики сидят в кругу. Учитель, бросая мяч любому игроку, называет слово по-русски. Поймав мяч, игрок бросает его учителю назад, одновременно называя это слово по-немецки.
«Назови шестое». Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 видов спорта, 5 профессий, 5 животных, 5 школьных предметов и т.д. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить еще одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий называет 6 слово сразу, то становится ведущим, если не сразу, то водящий остается прежний.
«Домино». Ход игры. Игроки садятся в круг. Каждый получает по 5–7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Ученик кладет карточку и называет по-немецки, что изображено на ней. Далее игра идет по правилам игры домино. Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные кладут оставшиеся карточки и называют по-немецки то, что изображено на каждой.
Подвижная игра «Мы вам скажем и покажем». Ход игры. Дети встают вокруг учителя на небольшом расстоянии. Каждой фразе, слову, словосочетанию соответствует какое-то движение, показанное учителем. Ведущий называет слова не слишком часто. Выполняя движения, учащиеся должны хором проговаривать слова.
«Паук». Цель: расширение словарного запаса и развитие интереса. Ход игры. На доске написаны слова одной лексической группы в форме паука. Учащийся дописывает недостающие слова.
Игра на проверку памяти. Ход игры. Учитель закрывает картинку на доске. А учащиеся пишут, что есть на картинке. Побеждает тот, у кого лучше память.
«Зарядка». Цель: закрепление лексики. Ход игры. При изучении предлогов. Учитель дает команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, перед окном, возле окна, в углу, положить руки на голову, на парту и т.д. Эту игру можно применить и при работе над темой «Части тела».
Игра с картинками. Ход игры. Учитель показывает картинки, на которых изображены предметы по теме «Классная комната», называя слова, обозначающие эти предметы в структуре «Das ist eine Tafel». Учащиеся хлопают в ладоши, если названо слово, относящееся к данной теме, в противном случае хлопать нельзя. Проигравший выбывает из игры.
«Лестница». Ход игры. Один из играющих выбирает букву алфавита, и все ребята записывают (в течение определенного времени) слова, начинающиеся с этой буквы: слово из двух букв, слово из трех букв и т.д. В лестнице не должно быть пробелов. Победителем становится тот, кто последним назовет слово.
«Анаграммы». Ход игры. Учитель дает ребятам карточки с буквами, с тем, чтобы они составили из них слова. Обычно слова выбираются по какой-то определенной теме, например: «Животные», «Школьные предметы». Учащимся сообщается название темы. Победителем становится ученик, который первым правильно составил слова из имеющихся у него букв, или тот играющий, который назвал наибольшее количество слов в течение заранее определенного времени.
«Что я надеваю?». Ход игры. Дети становятся в круг. Учитель находится в центре и показывает жестами, что он надевает какой-либо предмет одежды. Обращаясь к одному из учеников, он спрашивает, что он надевает. Ученик называет этот предмет одежды. Если он угадал, он остается в круге, если нет, он покидает круг. Выигрывает ученик, оставшийся один на один с ведущим.
«Корзина фруктов». Ход игры. Два ученика – водящие выходят из класса. Остальные дети распределяют названия фруктов между собой. После этого водящие возвращаются. Первый говорит: «Ich will einen Apfel». Ученик с этим названием выходит и становится рядом с водящим. Игру продолжает второй водящий и т.д. Выигрывает тот водящий, в корзине которого оказалось больше фруктов.
«Ты знаешь первую букву этих слов?». Ход игры. Ученики из двух команд получают картинки с известными предметами. Учитель показывает и называет букву, а ученик, имеющий картинку с предметом, название которого начинается с этой буквы, быстро встает, повторяет букву и произносит слово по-немецки. За правильное слово он получает балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
«Стоп». Ход игры. Ведущий пишет на доске буквы в алфавитном порядке до тех пор, пока учитель не скажет «стоп». Ведущий останавливается, например, на букве d. Участники игры по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с этой буквы. Тот, кто напишет последнее слово, становится ведущим.
«Вода – земля – воздух» («Wasser – Erde – Luft»)
Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.
Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser, Erdе, Luft.
Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „Feuer“, все встают и меняются стульями.
Итак, принимая во внимание психологические особенности младших школьников, для которых характерны неустойчивость внимания и быстрая утомляемость, я стараюсь избегать однообразных и длительных упражнений за счет использования на уроке лексических игр, которые не только оживляют урок, но и выполняют обучающие, контролирующие функции.
Не секрет, что освоение языка через игру быстро, весело, просто и качественно.
Все игры могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве дополнения к любому учебнику немецкого языка. Они рассчитаны как для коллективных форм работы на уроке, так и для внеклассных занятий с учащимися при самостоятельном изучении языка.
Предложенные игры обеспечивают высокую мотивацию обучения путем включения учащихся в творческий процесс, позволяющий им самим делать открытия и создавать свои собственные игры.
Великий психолог Л.С. Выгодский считал, что в игре человек раскрывается как нигде. В каком-то смысле игра выше, чем любая другая конкретная деятельность, ведь в ней задействованы все виды речевой деятельности, все чувства. Поэтому только через деятельностный подход – а игра и есть деятельностный подход – можно полноценно выучить чужой язык.

Список литературы

1.       Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 265 с.
2.       Kauka Rolf u. a. Wörter –und Buchstabenspiele [Text] / Rolf Kauka, Erich Pabel, Arthur Moewig. - KG, Rastatt, 1993. – 124S.
3.       Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – КАРО, Санкт-Петербург «Четыре четверти» Минск, 2006. – 181 с.
4.       Шамов А.Н. Теоретические и практические вопросы обучения лексики на уроках немецкого языка. – Н. Новгород: ГОУ ВПО НГЛУ, 2010.
5.       Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
2019