Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf
Цель: создать условия для развития речи и познавательной активности детей.
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарь по теме «Мебель» и «Бытовая техника».
2. Продолжать работу над словообразованием сложных слов (кофеварка).
3. Совершенствовать повествовательную форму речи, обеспечивающую целостность и связность текста.
4. Воспитывать чувство уважения к сверстникам, умение внимательно слушать ответы детей и дополнять их.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Дома разной величины (улица), трехэтажный дом, фигурки с изображением кошек, машина, бытовая техника.
Раздаточный материал:
Деревянная мебель, картинки с изображением мебели, карты лото.
Место проведения: групповое помещение.
Методические приемы: загадки, сказка, вопросы к детям, игра, работа с планом, сюрпризный момент.
Ход занятия:
Дети встают вокруг воспитателя:
Загадки про кошек:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка)
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте–
Неленивый я в работе.
(Кот)
- Как вы думаете, ребята, почему я загадала вам столько загадок и все про кошек?
- Потому что, я хочу вам рассказать одну удивительную сказку:
В далеком кошачьем царстве, неподалеку от замка Леопольда Великого жила семья Мурлыкиных: папа – Маркиз Гаврилович, мама – Мурлыка Васильевна и их дети Мурзик, да Муська. Проживали они по адресу: ул. Куклачёва, д. 7, кв. 3.
Игра «Назови свой адрес»
- Ребята, а вы знаете свой адрес? (ответы детей)
- Молодцы. Продолжаем …
Жили они дружно, да счастливо. Мама с папой служили царю Леопольду Великому верою, да правдою, брат с сестрой в школе учились на одни пятерки. Вот только домик, в котором они жили, совсем был старенький, крыша прохудилась, двери покосились, краска вся осыпалась. Увидел царь, где живут его подданные, да пожалел семью Мурлыкиных, подарил им новый дом, добротный, большой, теплый. Загрузили Мурлыкины все свои вещи в машину, да поехали новый дом обживать.
Игра «Какие знаешь дома»
- Пока семья Мурлыкиных едет, давайте сыграем в игру, «Какие знаешь дома» (воспитатель кидает мяч детям по очереди и задает вопрос, ребенок кидает обратно и отвечает):
- если в доме один этаж, он какой? (одноэтажный);
- если в доме два этажа, он какой? (двухэтажный);
- если в доме пять этажей, он какой? (пятиэтажный);
- если в доме девять этажей? (девятиэтажный) и т.д.
- Вот и Мурлыкины доехали до своего дома.
- Ребята, посмотрите, вот этот дом. Какой он? (большой, новый, красивый).
Беседа «Что есть в доме».
- Сколько в доме этажей? (три)
- Если в доме три этажа, значит он какой? (трехэтажный)
- Давайте проверим: это какой этаж – первый, это – второй, а этот – третий.
- Самый верхний этаж – (третий). А самый нижний этаж – (первый). А средний этаж – (второй).
- Давайте посчитаем, сколько комнат в доме?
- Сколько комнат на верхнем этаже? (одна)
- Сколько комнат на нижнем этаже (две)
- Сколько комнат на среднем этаже (одна)
- На первом этаже есть две комнаты: в одной они будут мыться, и приводить себя в порядок. Как называется эта комната (эта комната – ванная).
Во вторую комнату они будут приглашать гостей. Как называется эта комната? (эта комната – гостиная).
- В комнате на втором этаже они будут готовить еду и кушать. Как называется эта комната? (эта комната называется кухня)
- В комнате на третьем этаже кошки будут спать. Как называется эта комната? (эта комната - спальня).
- Грузчики выгрузили из машины всю мебель, но в дом не занесли. Мурлыкины просят нас помочь им расставить мебель по комнатам.
- Хотите это сделать? А сможете?
- Первая начну я. А вы сядьте хорошо, спинки прямо, ножки ровно, ручки на коленочки. Внимательно меня послушайте.
- Я взяла торшер и поставила его в гостиную, я взяла унитаз и поставила его в ванную комнату, я взяла кухонный гарнитур и поставила его на кухню.
- А теперь вы по очереди расставьте мебель (кровать, стол, стул, диван, кресло, душевая кабина, зеркало).
- Остальные ребята внимательно слушайте и если надо – будете помогать.
- Вот и все, молодцы, всю мебель расставили.
- После такого сложного дела, надо немного размяться.
Физкультминутка.
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
- Молодцы, присаживайтесь.
- Когда мы с вами расставляли мебель, соседи наших друзей, семья Котовских, наблюдали за нами. Им очень понравилась ваша работа. Они попросили помочь им – расставить мебель в их квартире.
- Шкаф они уже поставили.
- Кровать поставить справа от шкафа.
Что ты сделал Дима? (Я поставил кровать справа от шкафа)
- Диван – посередине комнаты.
Маша ты где поставила диван? (Я поставила диван посередине комнаты)
- Кресло – справа от дивана.
Рома, куда ты поставил кресло? (Я поставил кресло справа от дивана) и т.д.
- Торшер – между креслом и диваном.
- Стол – слева от дивана.
- Стул – справа от стола.
- Какие умные ребята! И с этой задачей вы справились.
- Ребята, вы прославились на всю страну кошек. Все кошки этой страны хотят с вами познакомиться.
- А вот семья Леопольдовых тоже просит о помощи. Они уже расставили мебель в доме, но некоторые предметы перепутали, поставили не в те комнаты. Поможете им правильно поставить мебель?
- Посмотрите, что лишнее в каждой комнате, возьмите эту картинку в руки и покажите мне.
- А теперь, посмотрите глазками, в какой комнате должна находиться ваша картинка и положите ее туда.
- И с этим заданием вы справились, потому что у вас хорошие знания и умения.
- Очень Мурлыкины вас полюбили. Приглашают нас на «Новоселье».
- Кто скажет, что такое «Новоселье»? (ответы детей)
- Когда жители вселяются в новый дом, они этому очень рады. Счастье и удовольствие от нового жилья их переполняют, им хочется поделиться своим хорошим настроением со своими друзьями, родственниками и соседями. Тогда они отмечают «Новоселье». Повторите – новоселье. (повторяют по одному)
- Гости, которые приходят на новоселье, как правило, дарят подарки.
- А вы хотите подарить подарок? (да)
- А у вас есть подарок? (нет)
- Какой подарок мы можем подарить? (ответы детей)
- Давайте подарим что-нибудь из бытовой техники.
- Какие предметы бытовой техники вы знаете? (ответы детей)
- Угадайте мою загадку – отгадка и будет подарком.
«Утренний бодрый напиток, сварит вам эта машина» (кофеварка)
- Что умеет делать кофеварка? (варить кофе)
- Слово «кофеварка состоит из двух слов «варить», «кофе».
- Повторите: варит кофе – кофеварка. Кофеварка – повтори Рома, Дима, а теперь все вместе повторите.
- Мне кажется это очень большая кофеварка для кухни Мурлыкиных.
- Что же делать?
- Я сейчас вам покажу фокус-покус!
(большая кофеварка превращается в маленькую)
- Ну вот, подарок готов. Пойдемте поздравлять.
- Лера, скажи свое доброе пожелание нашим друзьям, А теперь Рома и т.д.
- Мурлыкины вас благодарят и угощают конфетами. Жители страны кошек, которым вы очень понравились, дарят вам свои портреты.
Итог.
- Кому мы помогли?
- А почему мы с вами смогли им помочь?
- Потому что, с помощью ваших знаний мы смогли преодолеть все трудности, возникшие перед нами. Отгадали все загадки, расставили правильно мебель, справились со всеми заданиями.