НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Демченко Е.М. Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности.

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Речь - показатель интеллектуального развития ребенка. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия в своих исследованиях показали, что психические процессы — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи. Взрослым проще реагировать на желания, потребности и эмоции ребенка если он понятно выражает свои мысли, а это он может сделать только тогда, когда хорошо владеет речью
К сожалению, в последнее время заметана тенденция к ухудшению состояния речи детей. У малышей часто встречаются такие нарушения речи как; переставляют или проглатывают буквы и слоги, говорят нечетко, с ошибками, незначительный активный словарь. Причин на это много от занятости родителей до состояния здоровья ребенка, его наследственности.
Новый закон об образовании, который вступил в силу 01.09.2013 года, гласит, что дошкольное образование, которое приходится на возраст от года до семи лет, это первая ступень общего образования. Поэтому практически каждый ребенок в России посещает детские дошкольные образовательные учреждения, в которых он проводит большую часть времени. Ну а активное формирование речи малыша происходит как раз в дошкольном возрасте. В связи с этим на дошкольные образовательные учреждения ложиться основная работа по развитию речи детей. Поэтому каждый педагог дошкольник постоянно ищет эффективные методы и приемы работы по развитию речи дошкольников.
Работая в детском саду много лет, опробовала разные методы и приёмы работы над развитием речи дошкольников. Самым эффективным для себя считаю театрализованную деятельность. Так как основной вид деятельности дошкольников игра, то в методической литературе понятия театрализованная деятельность и театрализованная игра являются синонимами.
Театрализованная игра способствует развитию всех компонентов речи дошкольников; формирование словаря, звуковая культура,  грамматический строй, связная речь.
Театрализованные игры стимулируют активную речь детей за счет расширения словарного запаса (дети учат наизусть роли), развивают звуковую культуру речи (дети имитируют голоса животных), совершенствуют артикуляционный аппарат (говорить надо четко, понятно), способствуют формированию диалогической и монологической речи, усвоению выразительных средств родного языка (ребенок использует выразительные средства и интонации передовая образ и поступки героя, которого играет), усваиваются элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация). По средствам театрализованных игр развивается интерес к художественной литературе.
Обогащается развивающая речевая среда за счет разных видов театров, художественной литературы, дидактических игр по сказкам.
Самым важным средством развития театрализованной игры является детская художественная литература.
С художественной литературой знакомлю детей на всем протяжении дошкольного возраста. Произведения подбираю в соответствии с возрастом и программой. Для закрепления знаний о сюжетах художественных произведений веду с детьми беседы по содержанию, пересказ произведений, рассматривание иллюстраций к ним, творческую деятельность (нарисуй любимого героя русской народной сказки или мультфильма, нарисуй сюжет сказки, построй теремок из строительного материала или лего, слепи героев сказки и т.д.). Использую дидактические игры, например: «С какой сказки герой», «Опиши героя по иллюстрации», «Узнай сказку по отрывку», «Перевертыш» и другие.
Организовываю викторины по сказкам, литературным произведениям, досуги посвященные творчеству детских писателей (Сутеева, Чуковского, Маршака и других)
Рассказываю ребятам о видах и жанрах театра, его устройством и типами постановок, об актерах. Свои рассказы сопровождаю показом иллюстраций или презентаций, устраиваю виртуальные экскурсии по театрам.
В работе использую такие формы организации театрализованных игр; совместная творческая деятельность (педагог и дети), организация театрального уголка в группе, просмотр разных видов театров, мини - музей театров, самостоятельная театральная деятельность, мини-игры с привлечением кукол.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, в детских садах детей знакомят с шестью видами театрализованных игр.
- Стендовый театр (фланелеграф, магнитный, театр теней)
Фланелеграф это доска на которую прикреплена ткань фланель, к персонажам театра так же наклеивается фланель воспитатель или ребенок передвигает персонажей по доске по мере развития сюжета (доска одна, а наборов для сказок обычно  несколько). Чаще всего фланелеграф изготавливается самостоятельно.
В магнитном театре доска магнитная и персонажи сказок на магните передвигаются по доске. Такой вид театра имеется в продаже в ассортименте.
Театр теней это вертикально натянутый кусок белой ткани «экран» и фонарь освещения «экрана». Персонажи этого театра плоские фигурки чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы  «живые тени»). Театр теней изготавливается самостоятельно, персонажи вырезают из картона, с двух сторон окрашивают черной краской. Для того чтобы персонажи дольше служили их ламинируют.
- Настольный театр.
Этот театр показывается на столе. Может быть с ширмой и без ширмы персонажи этого театра небольшие, бумажные, картонные, магнитные или сделанные из природного и бросового материала. К настольному виду театра относится театр народной игрушки (матрешки). Имеется в продаже в ассортименте. Настольный театр можно сделать самим. Старшие дошкольники с удовольствием делают персонажей такого театра из природного и бросового материала. В продаже имеется в большом ассортименте бумажный и картонный настольный театр.
- Наручный театр
Разыгрывание сюжетов такого вида тетра происходит с помощью кукол, которые надеваются как отдельно на каждый палец, так и в виде перчатки на всю ладонь. Персонажей наручного театра можно изготовить из подручных материалов (бумага, картон вырезанные конусом, коробки, теннисные шарики, упаковки от киндер- сюрпризов, пластиковые бутылочки, тарелки, стаканы, связать из ниток)
- Верховой театр
Это театр, в котором персонажи находятся над головой детей. Верховой театр бывает тростевой (кукла закреплена на высокой трости), бибабо (почти такой же, как перчаточный (наручный) театр, только персонажи действуют из-за ширмы), театр на деревянных ложках или лопатках (лицо героя рисуется или приклеивается на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм). Можно сделать самостоятельно (на ложках, на деревянных лопатках). Куклы бибабо имеются в продаже, но их тоже можно изготовить самостоятельно (голова из папье-маше, костюм сшить из ткани).
- Театр на полу
Для показа такого вида театра используются куклы-марионетки. Управлять такими куклами сложно, поэтому дети при показе такого вида театра зрители. Но, несмотря на это ребятам очень нравится театр кукол - марионеток. В своей работе использую театр на полу из веников (на маленький веник крепиться персонаж. Изготавливаю его самостоятельно по принципу чулочных кукол. Готовую куклу креплю на небольшой веник), с таким театром дети управляются самостоятельно.
- Театр живых кукол
В таком виде тетра персонажи сами дети. Бывает масочный (маску можно изготовить самостоятельно, а можно купить готовую), платочные (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом), куклы-великаны (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, одетые в костюмы). Еще одна разновидность театра живых кукол это костюмированные представления, которые предполагают наличие у детей костюмов, декораций, а так же требуют тщательной подготовки. Самый любимый детьми вид театра, ребятам нравится, как смотреть костюмированные представления, так с удовольствием их показывать.
Знакомство дошкольников с видами театра и обучение владению персонажами театров начинаю постепенно в соответствии с возрастом.
Работу над театрализованной игрой веду с раннего возраста на данном этапе читаю и рассказываю детям сказки, потешки, стишки. Знакомлю с персонажами пальчикового и ручного театра стараюсь применять их во всех формах педагогического процесса.
К младшему дошкольному возрасту показываю детям драматизации и инсценировки знакомых сказок с помощью пальчикового, ручного и настольного театров. Организовываю игры- имитации. Ребёнок младшего дошкольного возраста начинает использовать персонажи пальчикового театра в совместных с педагогом импровизациях.
В младшей группе под средством театрализованной игры решаю такие речевые задачи: обогащаю речь детей, добиваюсь правильной интонационной выразительностью, работаю над звуковой культурой речи. Побуждаю импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
В среднем возрасте привлекаю детей к самостоятельной драматизации несложных сказок с помощью пальчикового театра, учу пользоваться театром мягкой игрушки, деревянным, конусным театрами, театром народной игрушки (матрешки) и плоскостных фигур. Детям среднего дошкольного возраста доступен и театр верховых кукол (бибабо сначала без ширмы, а по мере усвоения с ширмой), театр ложек, лопаток.
В среднем дошкольном возрасте на основе театрализованной игры решаю такие речевые задачи, как; пополняю и активизирую словарь детей.
Формирую звуковую культуру, интонационную выразительность речи. Развиваю диалогическую и монологическую речь.
В старшем возрасте ребята уже умеют играть в режиссерские игры, самостоятельно драматизировать сложные сказки. Осваивают образно - игровые этюды, игры - импровизации. Старшие дошкольники учатся пользоваться куклами - марионетками, куклами с «живой рукой», тростевыми куклами. Принимают непосредственное участие в подготовке к театрализованной игре.
       В старшем дошкольном возрасте  с помощью театрализованной игры решаю следующие речевые задачи; продолжаю обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
       К подготовительной группе ребята осваивают театрализованные постановки спектаклей, музыкальные пьесы, детские оперы. Хорошо владеют верховыми куклами и напольным театром. В подготовительном возрасте устраиваю костюмированные театрализованные представления. К подготовке которых активно привлекаю детей.
       В подготовительной группе решаю такие речевые задачи; как продолжаю активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта.
      На каждом возрастном этапе привлекаю родителей для подготовки ребенка к театрализованной игре. Считаю, что родители должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать или дошивать костюм. При совместной подготовке между детьми и родителями возникаем взаимопонимание, совместная деятельность сплачивает, что в свою очередь приносит пользу, как детям, так и родителям.
       Свою статью хочу закончить словами, с которыми полностью согласна. Знаменитый советский психолог Борис Михайлович Теплов сказал, что театр - это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие мира детей…
Библиосписок
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2018.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
Интернет ресурс
- https://nsportal.ru/
2022