Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Лезина Е.О. Полезные игры

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf

Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия складывается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно – печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными, требуют 2-3 и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно, трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким то другим способом). Заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как ребенок увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы Взрослый, взявший на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка – «директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше, так как они долго ехали в тесноте и очень устали.
Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных, устраивать их в зоопарке. Даже если ребенок остановился на строительстве клеток и их заселении, взрослый снова включается в игру: подвозит на машине питание для зверей и просит «директора зоопарка» принять его.
- Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – вся еда свежая. «Едой» может быть все что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу и т.д. Способов углубления и содержания игры, очень много. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как делового человека, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.
Сюжетно- ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподром и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно – печатные игры. Например, «Зоологическое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия животных.
Также можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.
С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они развивают у дошкольника не только восприятие и речь. А так же умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.
Вот некоторые из подобных игр:
«Что это такое?»
(взрослый называет животное, а ребенок – общую группу, к которой оно относится).
- воробей… (птица);
- олень… (зверь);
- рыба… (рыба);
- муравей… (насекомое).
«Что третье?»
(взрослый называет два похожих объекта, а ребенок должен подобрать к ним третий).
Например:
- ворона, голубь… (сорока);
- медведь, лиса… (заяц). И т.д.
Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно – предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам.
Например:
- тигр, крокодил, собака… (хищники);
- тигр, собака, кошка… (звери, хищники);
- собака, кошка, корова… (домашние животные);
- корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травоядные);
-олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).
Дидактические игры:
1.        Д/И «Цепи питания»
Задача: составить экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закреплять понятия хищники и травоядные, уточнить представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.
2.        Д/И «В мире клякс»
Задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида, упражнять в распределении животных по группам.
3.        Д/И «Кто зимовал, кто прилетит?»
Задача: уточнить название птиц; определить, кто из птиц зимует, а кто улетает в теплые края.
4.        Д/И «Способы питания животных»
5.        Задача: Закреплять знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные), упражнять в распределении животных по питанию.
6.        Д/И «Кто где живет»
Задача: Расширить представление детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленности организмов к различным условиям.
7.        Д/И «Угадай какой ты зверь»
8.        Задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, закрепить о приспособленности животных к окружающей среде, учить классификацию животных.
9.        Д/И «Кто чем питается?»
Задача: Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, определить какое из диких животных чем питается.
2019