НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Тырышкина А.Е. Гендерный подход в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Тырышкина А.Е. Гендерный подход в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Гендер - система культурных и социальных норм, предписываемая обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом, иначе говоря, социокультурная модель мальчика и девочки, мужчины и женщины, определяющая их поведение и отношение к другим людям, положение и роль в социуме (семье, культуре, образовании, экономике и пр.). Гендер нередко рассматривается как социальный или социально-психологический пол человека, который в отличие от биологического не является врожденным, а формируется в процессе социализации личности, ее воспитания и образования. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной — значит выполнять гендерные роли, заданные обществом нормы и правила поведения, соответствующие своему биологическому полу.

Период дошкольного детства – это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Чтобы выявить особенности игровых интересов старших дошкольников провелись множество исследований.

Цель гендерного развития детей: выявить особенности проявления интересов девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игре, и как игровые интересы детей проявляются в игровой деятельности согласно полоролевой принадлежности.

В связи с целью определены следующие задачи:

1. Выявить представления старших дошкольников об их полоролевой принадлежности.

2. Выявить особенности игровых интересов и игровых умений мальчиков и девочек.

С детьми можно провести беседы гендерной направленности: «Мальчики и девочки», «Игровые интересы детей». «Профессии моих родственников», где мальчики рассказывают про профессии пап, девочки про мам, а также наблюдения за их игровой деятельностью. Дети полностью осознают свою гендерную принадлежность, при ответах в играх.

У детей разного пола выявляются игровые предпочтения: в какие игры предпочитают играть, с кем предпочитают объединяться в игры, характер взаимоотношений.

Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и недостаточно разнообразны. У девочек преобладают социально - бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек.

Мальчики играют в «Военных», «Спасателей», «Пожарных», «Вертолетчиков». У девочек большинство игр связано с семейно-бытовой тематикой: «Дочки - матери», «Показ мод», «Детский сад», «Салон красоты», «Ателье».

Работу по гендерному развитию в сюжетно-ролевых играх осуществляется в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Особая роль в гендерном развитии отводится чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). В ходе беседы дети учились выделять главные качества девочек и мальчиков, сравнивали поведение детей в группе. Необходимо рассказать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье.

При руководстве сюжетно - ролевой игрой не обязательно стараться организовывать игру для мальчиков или девочек. Ребёнок имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. При воспитании мальчиков и девочек в процессе сюжетно – ролевых игр важной задачей является преодоление разобщенности между ними, в процессе которых дети действуют сообща, в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Вся проводимая работа по гендерному развитию способствует развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень нравится осуществлять деятельность в игре.

Литература

1. Ускембаева, М. «Особенности гендерного самосознания детей дошкольного возраста» / М. Ускембаева, – Санкт-Петербург: Питер, 2003.

2. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры – занятия» / авт.-сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2023