Скрябина М.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Аппликация») для детей 5-6 лет с ЗПР на тему «Скворечник»
Цель: закрепление умения детей с ЗПР изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей.
Задачи:
Образовательные: закреплять умения детей анализировать образец готового изделия, преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части, наклеивать готовые детали на основу в определённом месте и последовательности; продолжать совершенствовать умения планировать и контролировать последовательность своей работы.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Материалы, инструменты, оборудование: ноутбук, записи фоновой музыки (П. И. Чайковский «Времена года. Подснежники», звуки природы «Весеннее пение скворца»), запись обращения скворцов к детям, силуэтные изображения скворцов для зрительной гимнастики, мольберт, образец готовой аппликации, листы бумаги (формат А5 с изображением ствола дерева, по количеству детей) -основа для аппликации, демонстрационные предметные инструкционные карточки последовательностей изготовления деталей скворечника (крыши и стен) и наклеивания деталей скворечника на основу, маленькие коричневые прямоугольники (насест) по количеству детей, круги коричневого цвета (окошко, леток) по количеству детей, квадраты размером 4*4, 8*8 см. для стен и крыши скворечника, различных цветов (на выбор), ножницы, клей ПВА в индивидуальных ёмкостях, кисточки для клея, подкладные клеёнки, тканевые салфетки, смайлики для самоанализа с различными эмоциями (весёлые, спокойные, грустные), ракеты для оценки работы детей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Ритуал приветствия
Становитесь дети в круг
Ты-мой друг и я-твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
И скажем «Доброе утро!»
Упражнение «Я возьму с собой друзей»
- А теперь внимательно слушаем моё задание. Я ласточка, я возьму на занятие своих друзей. Ты кто? (грач) Хорошо возьму тебя с собой и т.д. А вместе мы кто? (перелётные птицы) Ну, если мы с вами птицы, тогда полетели за мной.
Имитационное упражнение «Птички»
Ну-ка, птички, полетели -Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели, - Медленно приседают.
Поклевали зернышки, -Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, -Кружатся на месте.
Водичку попили, -Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, -Ставят руки на пояс, двигают локтями.
- Сегодня на занятие я взяла с собой друзей - перелётных птиц. С наступлением весны из тёплых краёв возвращаются к нам перелётные птицы. Прошли зимние морозы, появились первые насекомые, растаял лёд на водоёмах,
- А вы знаете, какие птицы самыми первыми прилетают к нам из тёплых краёв? (Дети называют свои варианты)
-Я вам подскажу, отгадайте мою загадку.
На дереве дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
- Правильно, скворец. Первыми из тёплых краёв весной возвращаются скворцы. В народе даже есть такие приметы «Увидел скворца-знай весна у крыльца», «Запел скворец-зиме конец»
— Вот и к нам в группу сегодня прилетели и уселись на веточках скворцы. Какие они красивые! Клювики жёлтые, перья чёрные с белыми крапинками, переливаются, блестят на солнышке. Хотите на них посмотреть поближе? Летите к нам скворцы. Не боитесь. Мы вас не обидим.
Зрительная гимнастики «Скворцы»
(Воспитатель предлагает встать. Аккуратно держим своих скворцов, чтобы не они не испугались и не улетели. Слушаем меня внимательно, стараемся держать голову прямо, за скворцами наблюдают только наши глазки. Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы скворцов возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Скворцов вниз вы опустите,
И опять на них взгляните.
Птичка вправо,
Птичка влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Скворец близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Быстро, быстро вы моргайте,
И заданья выполняйте.
Мотивация. Постановка цели. Определение путей её достижения
- А теперь давайте отпустим скворцов обратно, пусть посидят на веточках.
- Ребята, по-моему, наши скворцы какие-то грустные, не поют своих песен, не радуются весеннему солнышку. Что же у них случилось? Мне кажется, что они хотят нам что-то сказать. Давайте сядем тихонечко и внимательно послушаем. (Включаю запись)
«Здравствуйте, ребята, вот и наступила долгожданная весна, мы скворцы первыми прилетели из тёплых краёв. А домиков для нас нет. А без домиков мы не сможем вывести своих маленьких скворчат. Ребята, помогите нам, пожалуйста.»
- Что случилось у скворцов? Почему они грустят? (У них нет домиков)
- А зачем скворцам домики? (чтобы выводить птенцов-скворчат)
- А как называются домики для скворцов? (скворечники)
- Кто делает скворечники? (люди, взрослые)
- Из чего делают скворечники (из дерева, используют пилы, молотки)
- Мы пока ещё не взрослые, нам опасно пользоваться этими инструментами. А как мы можем сделать скворечники? (нарисовать, слепить из пластилина, сложить из счётных палочек, построить из конструктора и т.п.)
- Посмотрите внимательно на материалы и инструменты, которые лежат у вас на столах, и скажите мне, каким способом мы сможем сделать скворечник, используя их. (Вырезать из бумаги и наклеить)
- Перед тем, как приступить к работе, давайте приготовим наши руки к работе и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Скворцы»
Тише, тише, не кричи (грозим указательным пальчиком правой руки, затем-левой руки)
Прилетели к нам скворцы (скрестить ладони рук, пальцы раздвинули широко, машем, как крыльями)
- Нам нужно поторопиться, скворцам уже давно пора откладывать яйца и высиживать птенцов. Поэтому я вам немного помогла. Некоторые детали я для вас уже приготовила. Посмотрите какие? (окошечко и жёрдочку)
- Какие детали нам осталось сделать? (стены и крышу)
- Стены и крыши у ваших скворечников будут разные по цвету, чтобы скворцы не перепутали свои домики. Я приготовила для вас разноцветные квадратики. Из маленьких по размеру квадратов мы сделаем крышу, а из больших-стены скворечника. (дети выбирают)
- Возьмите большой квадрат, будем делать из него стены. Какой формы стены скворечника (прямоугольные). Посмотрите на мои картинки – подсказки Изображение 2) Положите квадрат на сторону, возьмитесь за нижние уголки, соедините их с верхними, придерживаем за сторону пальчиком, чтобы уголки не разбежались, проглаживаем ноготком по линии сгиба, разворачиваем, берём ножницы, разрезаем по линии сгиба. У нас получилось 2 прямоугольника- один оставляем, а другой откладываем, он нам пока не пригодится.
- Возьмите маленький квадрат, будем делать из него крышу. Какой формы крыша скворечника (треугольная). Посмотрите на картинки-подсказки (Изображение 3). Положите квадрат на уголок, возьмитесь за нижний уголок, соедините его с верхним, придерживаем уголки пальчиком, чтобы уголки не разбежались, проглаживаем ноготком по линии сгиба, разворачиваем, берём ножницы, разрезаем по линии сгиба. У нас получилось 2 треугольника- один оставляем, а другой откладываем, он нам пока не пригодится.
Изображение 4. Демонстрационные предметные инструкционные карточки последовательности наклеивания деталей скворечника на основу.
- Все детали готовы пора их наклеивать. Давайте посмотрим на картинки- подсказки (Изображение 4). Расскажите, что мы будем приклеивать сначала? Что дальше? (Сначала приклеим прямоугольник-стены, потом треугольник-крышу, затем окошко, а потом под окошком приклеим жёрдочку.)
Можете приступать к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в случае затруднения, контролирует работу детей. Звучит фоновая музыкаП.И. Чайковский «Времена года. Подснежники».
- Какие красивые у вас получились скворечники, давайте на них полюбуемся.
(Дети подходят к воспитателю и размещают скворечники на мольберте)
Взаимооценка
- А теперь давайте встанем вокруг и полюбуемся на скворечники, которые вы сделали. Давайте выберем
1) Самый аккуратный скворечник
2) Самый яркий скворечник
3) Скворечник с самой ровной жёрдочкой
4) Самый прочный скворечник
(воспитатель выбирает вариант в зависимости от того, какие работы получились у детей) (Садимся за столы)
- Ребята, Скворцы хотят поблагодарить вас за работу. Теперь им всем хватит скворечников, чтобы вывести детей-скворчат. Скворцы хотят спеть для вас свою весеннюю песенку. (воспитатель включает фоновую музыку «Звуки природы. Весенняя песня скворца».)
Оценка работы детей педагогом
Вам понравилась песенка скворца? А мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Насте я даю ракету за аккуратность, Егору -за то, что он правильно отвечал на вопросы, Даниилу- за то, что он отгадал сложную загадку и т. п.
Итог НОД. Самоанализ.- Кто к нам сегодня прилетел в группу?
- Как мы помогли скворцам?
- Что для вас было самым интересным, понравилось больше всего?
- А что было самым трудным?
- Я приготовила для вас вот такие смайлики с разными настроениями. Посмотрите на них и подумайте, если у вас сегодня всё получилось, то покажите мне весёлый смайлик, если у вас что-то сначала не получалось, но вы смогли справиться с трудностями, то покажите мне спокойный смайлик, а если вы не довольны своей работой, и вы считаете, что вам было очень трудно и вы не смогли справиться, то покажите грустный смайлик.
- Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу.