Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf
Пути формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников
Как повысить познавательный интерес к творческим занятиям у детей? Как сделать так, чтобы мотивация к обучению не пропадала? Вот два вопроса, которые интересуют настоящего педагога: как надо строить образовательный процесс, как сделать его эффективным и интересным для обучающихся. В данной статье я делюсь опытом и размышлениями по данной проблеме.Дети не любят монотонного однообразного труда, он их быстро утомляет, поэтому у них может пропасть интерес к занятиям. Значит, нужно менять виды деятельности на каждом занятии. Ещё важно то, чтобы дети в работе проявили выдумку, творчество, фантазию, что будет способствовать повышению эффективности труда. Поэтому свою работу в «Студии Декора» планирую так, чтобы занятия были интересными, разнообразными, а ребята расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, тканью, картоном, по работе с подручными материалами, совершенствовали свои навыки и умения.
Правильно поставленная работа на занятиях имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свою работу, уважение к труду других. Мои творческие занятия – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. А мне как руководителю очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На занятиях с детьми мне необходимо акцентировать внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия, показать варианты, чтобы в дальнейшем дети смогли дома самостоятельно повторить технологию изготовления. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям.
В задачи педагога ставится внешняя мотивация детей, направить на творческую деятельность, чтобы у ребёнка появились внутренние побуждения: желание, интерес, мотивы, цели и эмоции к занятиям.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера занятия, организация учебного процесса, которая опирается на потребности детей, делает их интересными и познавательными субъектами учебной деятельности.
Повышению мотивации также способствует личностно-ориентированное обучение, которое характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса, как равноправных партнёров, где педагог и ребята совместно определяют цели и задачи обучения, определяют содержание, дают оценки результатам обучения, что позволяет детям почувствовать значимость своей личности и стимулирует появление внутренних побуждений к творческой деятельности.
Для дальнейшего стимулирования мотивационной сферы детей создаю условия для их совместной деятельности. Поэтому необходимо использовать творческие подходы, вовлекающие детей в активное обучение, когда детей захватывает творческий процесс, им нравится создавать, творить, думать, рассуждать, делать умозаключения, формулировать выводы, что возможно при использовании технологии коллективного обучения. В условиях коллективной работы дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении общего задания.
Я направляю обучающихся на выполнение любого задания творчески, но творчество немыслимо без свободы и фантазии, поэтому на практических занятиях используется метод свободы в системе ограничений. Использование на занятиях метода диалогичности позволяет научить детей общаться с декоративным творчеством, вступать с ним в диалог.
Планирование имеет направленность на формирование у детей трудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. В процессе практических занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы и с гордостью демонстрируют свои результаты.
Применяя на своих занятиях инновационные технологии у ребят повысилась уверенность в собственных силах, проявляется мотивация на успешную учебную деятельность, развиваются умения мыслить адекватно. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся. Благодаря новым введениям в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся ещё самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою ценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!
По моему мнению, дети становятся ближе в процессе коллективной работы, они бережнее относятся к плодам своего труда, их творчество проявляется и на моих занятиях, и во внеурочное время.
Для выявления развития у обучающихся способностей к творческой деятельности, формирования личностных качеств каждого ребёнка, расширения кругозора, раскрытия их потенциальных возможностей, самореализации, самоутверждения, привлекаю обучающихся к участию в конкурсах различного уровня и разных номинациях.
Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. С этой точки зрения очень эффективно введение новых знаний начинать с создания проблемных ситуаций на основе практического материал. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий. Следует помнить, что обучение должно быть трудным, но посильным. Создание на занятиях ситуации успеха для обучающихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения.
Образовательный результат – это, прежде всего, результат ребёнка: итог его работы в образовательном процессе, следствие собственных усилий и собственной направленной деятельности, где педагог является координатором и катализатором данной деятельности.
В работе у меня каждое творческое занятие - это не просто занятие, а целая «страна умелых ручек», где каждый может проявить свои таланты. Каждый ребенок с особым интересом посещает занятия кружка, где выполняет практические задания красиво, аккуратно и творчески.
Таким образом, занятия кружка позволяют детям узнать дополнительные сведения по творческому обучению, знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению своей работы, занимаются творчеством.
Занимаясь в кружке, дети видят результат своей деятельности, что способствует развитию не только образного мышления, но и раскрываются творческие способности. Дети, которые, ко мне приходят, имеют разный уровень школьных знаний, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не суть важно. Важно то, что дети приходят с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.