Возрастная группа: старшая Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны. Задачи: - учить детей устанавливать причинно-следственные связи явлений природы (капель, тает снег, появляются проталины); - развивать навыки элементарной исследовательской деятельности; - развивать внимание, память, активизировать речь детей; - воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа:наблюдение за первыми признаками весны, рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихов, дидактическая игра «Да-нет-ка», просмотр мультфильма «Умка на Севере», обрывная аппликация «Медвежонок Умка на льдине», нетрадиционная техника рисования «Печатки». Материал:аудиозапись (звуки капели), игрушка белый медведь, сосульки, картинки с изображением весенних признаков, схемы, два мольберта, игра «Да-нет-ка», заготовка материала для рисования цветов (морковь), листы бумаги, краски, цветы подснежники (оригами) руками воспитанников и их родителей, фотография белого медведя.
Ход
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло. Вы кого-то узнали? (ответы детей) - А давайте и мы представимся гостям. Меня зовут Ольга Константиновна (дети подходят и кладут свои ладошки друг на дружку) -Ребята, посмотрите внимательно, пока мы приветствовали друг друга, кто-то прошёл и оставил свои следы (на полу разложены схемы с признаками весны). -Кто бы это мог быть? (ответы детей). Правильно, молодцы! -Как вы догадались, что это была весна? (ответы детей) -Какие признаки весны вы еще знаете? (ответы детей) -Мы заговорили о весне неслучайно. К нам должен прийти важный гость. А кто это будет вы узнаете из игры «Да-нет-ка» (предлагаю детям сесть на стульчики и поиграть). Воспитатель вносит игрушку белого медвежонка. - Познакомьтесь, это медвежонок Умка. Он прибыл к нам издалека, с северного полюса. Мы знаем, что на северном полюсе еще длится зима, а нашему Умке так хочется узнать, что такое весна. Как можно ему помочь? (ответы детей). -Посмотрите, наш Умка что-то принес в коробке, на которой нарисована снежинка и сосулька. Посмотрим, что в ней. Здесь перепутаны картинки, попробуем их разобрать. Давайте, справа около зеленого кружка повесим картинки с признаками весны, а слева около синего кружка – с признаками зимы (дети выполняют задание на магнитной доске) Воспитатель: Ребята, каждый предмет в нашей жизни бывает чем - то похож на другие предметы. Сейчас вы подберете к каждому весеннему признаку похожие предметы и объясните почему вы так сделали (дети отыскивают в окружающем пространстве нужные предметы по схеме) -Почему вы принесли эти предметы? (дети объясняют) (Звучит аудиозапись капающей воды). -Ребята послушайте, что это может быть? (предположения детей) -Правильно, так «плачут» сосульки. Почему говорят, что сосульки «плачут»? (потому что они тают, капают и капли похожи на слезы) -Посмотрите, у меня тоже есть сосулька. Вы можете ее потрогать. Какая она? (ответы детей). -Молодцы, правильно холодная, твердая, мокрая, прозрачная, скользкая, ледяная, острая, гладкая, если постучать – звонкая, состоит из льда - замерзшей воды. -Какая по форме сосулька? -На что похожа? (ответы детей) -Возьмите сосульку в руку. Что вы видите? (по сосульке стекают капельки) -Послушайте как звенят капли (подставить поднос) -Когда на улице тает сразу много сосулек, появляется капель. -Если сосулька упадет, что произойдет? (ответы детей). -Давайте проверим. -Делаем вывод; сосулька разбилась, значит она какая? (хрупкая) -Что происходит с сосулькой в тепле? (тает) -Молодцы! -Ребята, давайте немножко отдохнём и покажем Умке нашу игру «Весна-красна». Физкультминутка Весна-весна красная, приди весна с радостью, с радостью, с радостью, с великой милостью, (дети идут по кругу держась за руки), Со льном высоким (руки поднимают вверх), С корнем глубоким (приседают), С обильными хлебами (бегут по кругу). Воспитатель: Ребята давайте ещё порадуем Умку весенним букетом. Какие цветы появляются на Севере одними из первых? (ответы детей) -Правильно, мать-и-мачеха. (показываю образец). -Давайте рассмотрим, какие части есть у цветка мать-и-мачехи (стебель, листья, бутон) -Стебель каким цветом? Листочки какой формы? Бутон каким цветом? (ответы детей). -Молодцы! Далее частичный показ воспитателя рисования морковкой. (печатки). А сейчас приступаем к рисованию (дети рисуют мать-и-мачеху) -Вот наш замечательный весенний букет и готов. Дети складывают на поднос рисунки для Умки. А давайте, ещё «соберем» в корзинку на память Умке воображаемые признаки весны (дети называют признаки весны). Воспитатель: молодцы ребята! Вы меня сегодня очень порадовали. Что вам понравилось больше всего делать на нашем занятии? Что для вас было сложным? (ответы детей). А гостям нашим понравилось? Спасибо! -Ребята, а у нас ведь есть ещё цветы, которые вы делали с родителями дома. Как они называются? Давайте, нашим гостям подарим замечательные цветы подснежники. Ну а Умка оставляет вам на память свою фотографию. Библиографический список 1.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 2.Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009г. 3.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.