Библиографическое описание:
Милевская С.И. Системно-деятельностный подход в обучении детей в дополнительном образовании // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Современные молодые люди живут в динамично меняющемся мире, предъявляющим по отношению к ним очень высокие требования. Еще 10-20 лет назад их родители даже не предполагали, до какой степени принципиально изменятся требования к их детям. Способность самостоятельно овладевать новыми знаниями, умение эффективно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, оперативность и мобильность – эти качества личности стали самыми востребованными среди молодежи в современном мире.
Очевидным стал тот факт, что в системе российского образования существует потребность во внедрении в процесс обучения методов и технологий, формирующих у обучающихся умения самостоятельно получать знания и информацию из различных источников, собирать, систематизировать и интерпретировать полученные данные, делать выводы, выдвигать гипотезы, работать в режиме «мозгового штурма».
Для успешного осуществления такого обучения необходимы новые технологии, при которых обучающийся для педагога должен быть не управляемым объектом, а полноправным субъектом обучения. Это, в свою очередь, предполагает появление новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как понятие особого рода. Если рассматривать деятельность, как регулируемую сознанием активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей, то любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. В свою очередь, результат достигается при наличии обратной связи (коррекция, обратная ориентация).
Немецкий математик А. Дистервег писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» Данные слова отражают функциональную суть деятельности педагога при использовании системно-деятельностного похода.
Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что поиск новой информации и знаний осуществляется непосредственно самим обучающимися в процессе самостоятельной практической деятельности. В связи с этим задачей педагога становится передача ребенку понятного и доступного алгоритма для поиска информации, а также одновременное расширение его «набора инструментов» для этого процесса. Таким образом, главной функцией педагога становится не непосредственное обучение ребенка, а, его сопровождения в учебном процессе, подготовке условий, дидактического материала для обучения, предложение различных форм и методов сотрудничества и взаимодействия. Одним из важных моментов в этом процессе является организация обсуждения результатов самостоятельной работы обучающегося, анализ результативности поиска, выработка у обучающегося в этом процессе навыка самоконтроля и самооценки. Новым аспектом такого взаимодействия педагога и обучающегося становится область неокончательных решений предложенной задачи, «открытый финал», который стимулирует ребенка к поиску других путей решения, возможности рассмотреть процесс с разных позиций, решения задачи на альтернативных уровнях.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В современной педагогической практике чаще всего используются следующие типы занятий: открытие нового знания; формирование знаний, умений и навыков (работа в парах); развивающий контроль; общение.
Все вышеуказанные типы занятий способствуют формированию предметных умений и навыков. Слова К.Д. Ушинского полностью отражают суть занятия современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Педагог лишь скрыто управляет процессом обучения, направляя и настраивая ребенка на самостоятельную деятельность. Таким образом, в учебном процессе с применением системно-деятельностного подхода на первый план выходит проблема самоопределения ученика.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.
Таким образом, становится понятно, что одним из основных моментов обучения с применением системно-деятельностного подхода, становится процесс самообразования ребенка посредством взрослого. Для достижения максимальной эффективности этого процесса важно развивать такие аспекты как: рефлексия; анализ; планирование.
Сегодня каждый педагог может использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода доступны и опробованы. Для педагога важным становится лишь момент личного осмысления значимости составляющих элементов и системного использования их в работе. Данный метод перспективен в проведении исследовательских, практических, проектных работ. Разумное использование системно-деятельностного подхода в обучении позволит избегать перегрузок детей, снизит стрессовый фактор и позволит оптимизировать процесс в целом.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты. Надо признать, что системно- деятельностный подход приносит свои плоды не сразу, но непременно ведет к значимым достижениям в обучении, создает у обучающихся устойчивую ориентацию на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни.
Список использованных источников:
1. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, 2009.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М: Просвещение, 2010.
3. Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Ресурсы сети Интернет
1. http://festival.1september.ru/ Деятельностный метод в школе.
2. http://nsportal.ru/ Технология системно – деятельностного обучения для младших школьников.
Милевская С.И. Системно-деятельностный подход в обучении детей в дополнительном образовании // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Современные молодые люди живут в динамично меняющемся мире, предъявляющим по отношению к ним очень высокие требования. Еще 10-20 лет назад их родители даже не предполагали, до какой степени принципиально изменятся требования к их детям. Способность самостоятельно овладевать новыми знаниями, умение эффективно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, оперативность и мобильность – эти качества личности стали самыми востребованными среди молодежи в современном мире.
Очевидным стал тот факт, что в системе российского образования существует потребность во внедрении в процесс обучения методов и технологий, формирующих у обучающихся умения самостоятельно получать знания и информацию из различных источников, собирать, систематизировать и интерпретировать полученные данные, делать выводы, выдвигать гипотезы, работать в режиме «мозгового штурма».
Для успешного осуществления такого обучения необходимы новые технологии, при которых обучающийся для педагога должен быть не управляемым объектом, а полноправным субъектом обучения. Это, в свою очередь, предполагает появление новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как понятие особого рода. Если рассматривать деятельность, как регулируемую сознанием активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей, то любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. В свою очередь, результат достигается при наличии обратной связи (коррекция, обратная ориентация).
Немецкий математик А. Дистервег писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» Данные слова отражают функциональную суть деятельности педагога при использовании системно-деятельностного похода.
Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что поиск новой информации и знаний осуществляется непосредственно самим обучающимися в процессе самостоятельной практической деятельности. В связи с этим задачей педагога становится передача ребенку понятного и доступного алгоритма для поиска информации, а также одновременное расширение его «набора инструментов» для этого процесса. Таким образом, главной функцией педагога становится не непосредственное обучение ребенка, а, его сопровождения в учебном процессе, подготовке условий, дидактического материала для обучения, предложение различных форм и методов сотрудничества и взаимодействия. Одним из важных моментов в этом процессе является организация обсуждения результатов самостоятельной работы обучающегося, анализ результативности поиска, выработка у обучающегося в этом процессе навыка самоконтроля и самооценки. Новым аспектом такого взаимодействия педагога и обучающегося становится область неокончательных решений предложенной задачи, «открытый финал», который стимулирует ребенка к поиску других путей решения, возможности рассмотреть процесс с разных позиций, решения задачи на альтернативных уровнях.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В современной педагогической практике чаще всего используются следующие типы занятий: открытие нового знания; формирование знаний, умений и навыков (работа в парах); развивающий контроль; общение.
Все вышеуказанные типы занятий способствуют формированию предметных умений и навыков. Слова К.Д. Ушинского полностью отражают суть занятия современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Педагог лишь скрыто управляет процессом обучения, направляя и настраивая ребенка на самостоятельную деятельность. Таким образом, в учебном процессе с применением системно-деятельностного подхода на первый план выходит проблема самоопределения ученика.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.
Таким образом, становится понятно, что одним из основных моментов обучения с применением системно-деятельностного подхода, становится процесс самообразования ребенка посредством взрослого. Для достижения максимальной эффективности этого процесса важно развивать такие аспекты как: рефлексия; анализ; планирование.
Сегодня каждый педагог может использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода доступны и опробованы. Для педагога важным становится лишь момент личного осмысления значимости составляющих элементов и системного использования их в работе. Данный метод перспективен в проведении исследовательских, практических, проектных работ. Разумное использование системно-деятельностного подхода в обучении позволит избегать перегрузок детей, снизит стрессовый фактор и позволит оптимизировать процесс в целом.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты. Надо признать, что системно- деятельностный подход приносит свои плоды не сразу, но непременно ведет к значимым достижениям в обучении, создает у обучающихся устойчивую ориентацию на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни.
Список использованных источников:
1. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, 2009.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М: Просвещение, 2010.
3. Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Ресурсы сети Интернет
1. http://festival.1september.ru/ Деятельностный метод в школе.
2. http://nsportal.ru/ Технология системно – деятельностного обучения для младших школьников.