Библиографическое описание:
Малкова О.Н., Косенкова И.И. Вариативность развивающей среды для реализации игровых технологий коррекционно-развивающего процесса // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Евсеева А.В.
Косенкова И.И.
Малкова О.Н.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс - и я буду действовать».
Китайская пословица
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.
В нашем учреждении реализуется вариативность развивающей среды:
Первая – это игровая методика познавательно-творческого развития дошкольников «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА». Автор Т.Г. ХАРЬКО»
В основе этой методики лежат развивающие игры В.В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Цель методики «Сказки Фиолетового Леса» – развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организации этого процесса в игровой форме. Достоинством игровой методики является многофункциональность, то есть с помощью одной игры можно решить достаточное количество образовательных задач, при этом, ребенок осваивает знаковую систему (буквы, цифры); узнает и запоминает цвет, форму, величину; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, ориентировка в пространстве и т.д. В ходе игры у детей воспитывается отзывчивость, стремление помогать игровым персонажам.
Методика предполагает решение следующих задач:
· Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;
· Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти;
· Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность;
· Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
· Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
· Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач [1, с. 3].
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок Фиолетового Леса.
Сюжет – это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления.
Подготовительным этапом к реализации содержания методики является создание специфической среды в виде сказочного Фиолетового Леса.
Для этого была организована реально существующая среда в отдельной комнате. Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной направленности и линиями усложнения.
Например, Цифроцирк – это мир занимательной математики, в котором дети вместе с персонажами Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Волшебными восьмерками».
Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить на три группы:
· Игры, направленные на логико – математическое развитие;
· Игры с буквами, звуками, слогами и словами;
· Универсальные игровые обучающие средства.
Непосредственно образовательная деятельность представлена в виде игровых ситуаций, а сказочная среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями
Подбор игр осуществляются по следующим принципам:
· учет возраста и индивидуальных особенностей детей;
· доступность содержания игры;
· соблюдение времени;
· постепенное усложнение игр.
Вторая – это мимио-технология, как одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий. Главным педагогическим инструментом мимио-технологии является интерактивность, которая дает возможность педагогу воздействовать на ребенка и получать ответные реакции.
Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения интерактивного приложения ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
В основу инновационного продукта заложена компьютерная дидактическая игра. Например, игра «Помоги соединить одинаковые игрушки по величине» (См. Рис. 1).
Рис. 1. Помоги соединить одинаковые игрушки по величине
В данной игре педагог предлагает детям помочь “Совунье” соединить игрушки от самой большой до самой маленькой и от самой маленькой до самой большой.
Интерактивное приложение предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику.
Использование мимио-приложения позволяет погрузить детей в интерактивную среду, где ребенок чувствует себя активным участником процесса.
Мимио-презентации способствуют самостоятельности в исследовании образовательного материала, повышают успешность выполнения заданий и мотивацию познания.
Преимущество мимио-технологии:
• оборудование и программное обеспечение мимио легко устанавливается и осваивается;
• оборудование мимио легко переносить из помещения в помещение;
• стоя у доски можно управлять экранным изображением, рисовать цветными маркерами, писать, чертить стилусом-мышью;
• изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, что вызывает у детей положительные эмоции;
• можно использовать вертикальную и горизонтальную поверхность, в независимости доска это или стена.
В настоящее время разрабатываем и внедряем в коррекционно-развивающую работу игры, способствующие развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), эмоциональной сферы, связной речи и др.
Стоит отметить, что Mimio-игра является частью занятия, непродолжительна по времени (5-10 минут) и органично сочетается с другими видами деятельности.
Список использованной литературы
1. Т.Г. Харько. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» - СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Mimio. Интерактив на маркерной доске [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?uid=243437670&url=ya-mail%3A%2F%2F2300000006733834728%2F1.2&name=Документ%20Microsoft%20Word%20 (3).docx&c=54dcd5792dfb (дата обращения: 12.02.2015).
Малкова О.Н., Косенкова И.И. Вариативность развивающей среды для реализации игровых технологий коррекционно-развивающего процесса // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Евсеева А.В.
Косенкова И.И.
Малкова О.Н.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс - и я буду действовать».
Китайская пословица
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.
В нашем учреждении реализуется вариативность развивающей среды:
Первая – это игровая методика познавательно-творческого развития дошкольников «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА». Автор Т.Г. ХАРЬКО»
В основе этой методики лежат развивающие игры В.В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Цель методики «Сказки Фиолетового Леса» – развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организации этого процесса в игровой форме. Достоинством игровой методики является многофункциональность, то есть с помощью одной игры можно решить достаточное количество образовательных задач, при этом, ребенок осваивает знаковую систему (буквы, цифры); узнает и запоминает цвет, форму, величину; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, ориентировка в пространстве и т.д. В ходе игры у детей воспитывается отзывчивость, стремление помогать игровым персонажам.
Методика предполагает решение следующих задач:
· Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;
· Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти;
· Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность;
· Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
· Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
· Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач [1, с. 3].
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок Фиолетового Леса.
Сюжет – это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления.
Подготовительным этапом к реализации содержания методики является создание специфической среды в виде сказочного Фиолетового Леса.
Для этого была организована реально существующая среда в отдельной комнате. Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной направленности и линиями усложнения.
Например, Цифроцирк – это мир занимательной математики, в котором дети вместе с персонажами Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Волшебными восьмерками».
Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить на три группы:
· Игры, направленные на логико – математическое развитие;
· Игры с буквами, звуками, слогами и словами;
· Универсальные игровые обучающие средства.
Непосредственно образовательная деятельность представлена в виде игровых ситуаций, а сказочная среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями
Подбор игр осуществляются по следующим принципам:
· учет возраста и индивидуальных особенностей детей;
· доступность содержания игры;
· соблюдение времени;
· постепенное усложнение игр.
Вторая – это мимио-технология, как одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий. Главным педагогическим инструментом мимио-технологии является интерактивность, которая дает возможность педагогу воздействовать на ребенка и получать ответные реакции.
Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения интерактивного приложения ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
В основу инновационного продукта заложена компьютерная дидактическая игра. Например, игра «Помоги соединить одинаковые игрушки по величине» (См. Рис. 1).
Рис. 1. Помоги соединить одинаковые игрушки по величине
В данной игре педагог предлагает детям помочь “Совунье” соединить игрушки от самой большой до самой маленькой и от самой маленькой до самой большой.
Интерактивное приложение предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику.
Использование мимио-приложения позволяет погрузить детей в интерактивную среду, где ребенок чувствует себя активным участником процесса.
Мимио-презентации способствуют самостоятельности в исследовании образовательного материала, повышают успешность выполнения заданий и мотивацию познания.
Преимущество мимио-технологии:
• оборудование и программное обеспечение мимио легко устанавливается и осваивается;
• оборудование мимио легко переносить из помещения в помещение;
• стоя у доски можно управлять экранным изображением, рисовать цветными маркерами, писать, чертить стилусом-мышью;
• изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, что вызывает у детей положительные эмоции;
• можно использовать вертикальную и горизонтальную поверхность, в независимости доска это или стена.
В настоящее время разрабатываем и внедряем в коррекционно-развивающую работу игры, способствующие развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), эмоциональной сферы, связной речи и др.
Стоит отметить, что Mimio-игра является частью занятия, непродолжительна по времени (5-10 минут) и органично сочетается с другими видами деятельности.
Список использованной литературы
1. Т.Г. Харько. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» - СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Mimio. Интерактив на маркерной доске [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?uid=243437670&url=ya-mail%3A%2F%2F2300000006733834728%2F1.2&name=Документ%20Microsoft%20Word%20 (3).docx&c=54dcd5792dfb (дата обращения: 12.02.2015).