Информационные технологии в современном образовательном процессе

Ильенко А.Е. Технологическое единство инновационной образовательной деятельности в ДОУ и школе как фактор реализации преемственности

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Работая учителем начальных классов, приходится сталкиваться с рядом проблем, затрудняющих переход обучающихся из дошкольного звена в начальную школу. Это и низкая самостоятельность в учебном процессе, и неспособность внимательно прочитать нужный текст, и неумение выделить в нем последовательность действий.
В связи с этим, приходишь к выводу, что уже с детского сада необходимо дополнить новой формой деятельность обучающихся, где они могли бы погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли применять имеющиеся у них знания на практике. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ и школ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Средством обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольно-начального-общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности. Среди выбираемых технологий приоритет как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что

ребёнок использует новые технологии,

а то, как это использование способствует

повышению его образования». С. Эрманн

К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- технология критического мышления
- технология деятельностного метода.
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио
- игровая технология и другие.
Сегодня мы попытаемся определить эффективность использования педагогических технологий в дошкольном учреждении и начальной школе на опыте работы воспитателей ДОУ и учителей начальных классов.
Технология – это совокупность приемов.
Педагогическая технология - это организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования педагогической технологии:
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, процесса обучения, поэтапной диагностики.
Эффективность – технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения образовательной технологии в образовательных учреждениях.

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Организованная проектная деятельность позволяет лучше узнать ребёнка, проникнуть в его внутренний мир.
Ведущее место среди таких методов и принадлежит сегодня методу проектов.
Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Так например, на занятии обучения грамоте (старшая группа детского сада) проводится исследовательский проект «Путешествие по материкам. Африка». Целью этого проекта, формирование интереса детей к познанию нового, разнообразие и красота нашей планеты Земля.
Проект « В мире сказок». Дети исследуют литературу, сочиняют свои сказки.
Творческие проекты – предполагают деятельность по реализации различных идей по теме проекта. Например, «Этот опасный огонёк», «Улицы города Воронежа».
Игровые проекты предполагают разнообразную ролево-игровую деятельность. Например, «Моя семья», « Мир профессий моих родителей».
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, продолжается его применение и в первом классе.
В конце ноября 1 класса проходит защита группового информационно-творческого проекта «Дары осени ». Его целью не только познакомить детей с трудом человека, но и развитие творческого воображения, а также умение работать в команде. Это умение отрабатывается и при защите проекта « В мире цифр».
В конце букварного периода, когда все буквы изучены, ученики готовят творческий проект «Моя любимая буква», « Русские народные сказки».
При составлении календарно-тематического планирования происходит объединение тем уроков литературного чтения, окружающего мира, технологии.
Комбинированный проект « Дикие и домашние животные».
Цель:
Ø Изучение диких и домашних животных: их повадки, внешний вид и т.д.
Ø Поиски интересной информации.
Ø Рисунки, картинки диких и домашних животных.
Ø Изготовление коллажа.
Что же приобретают учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ как в дошкольном учреждении, так и в начальном звене? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Есть и коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями, берут интервью, задают вопросы. Есть и практическая работа. Она подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. А результат - всегда превосходит ожидания.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования придаёт педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет в начальной школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду и в младших классах - сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию и воспитанию и обучению младшего школьника: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Игровая технология

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и начальной школы и решением их основных задач.

Квест - инновационная технология.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является одним из целевых ориентиров.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье, в дошкольном учреждении и в школе.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника и младшего школьника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.
Портфолио – образовательная технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника, а впоследствии младшего школьника.

Технология лепбук

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков с отдельными страничками-карточками, гармошек, различных фигурок животных, человека, сказочных героев, игрушек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им (а точнее, американским хоумскулерам) лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными мамочками и педагогами.
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа одновременно, а еще – отличная мысль для совместных занятий с ребенком. Все материалы лэпбука соответствуют определённой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции, которые имеют значение для педагога и ребёнка.
Лэпбук обеспечивает:
—  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
—  развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
—  развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
—  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
—  создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Зачем нужен лэпбук?
—  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
—  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
—  3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
—  4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
—  5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы. Это прекрасный способ подать всю имеющуюсяинформацию в компактной форме. Лэпбук помогает лучше понять, запомнить, закрепить и повторить материал по изучаемой теме. Он может быть интересен не только воспитателям и детям, а так же родителям.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути реализации ФГОС. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье, в детском саду и в школе.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса:
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих нам успехов!

Библиографический список

1.       Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2012. - № 1. - с. 101-104.
2.       Овинникова О. В. Преемственность в использовании информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной реализации образовательных стандартов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 1-3.
3.       Настольная книга учителя начальных классов. / Авт.-сост. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.
2019